Мечта о собственном замкнутом ядерном цикле живет в Украине уже 15 лет. И новый секретарь Совета национальной безопасности и обороны Иван Плющ, похоже, решил сделать ее былью - вопреки всем расчетам, обоснованиям и мировой специфике. На прошлой неделе Иван Степанович заявил, что Украина, имея отличные научно-исследовательские и производственные учреждения, инфраструктуру для обслуживания АЭС, собственные залежи урановой руды, "просто обязана создать собственный цикл ядерного производства и достичь энергетической самодостаточности". И отчасти он прав: обязана. Но вовсе не сейчас, и уж, конечно, не такими приемами, какие применялись к программе создания собственного ядерного топлива с 1992 года.
Начало, казалось бы, большого и полезного дела, было положено во времена, когда Иван Плющ был в большой политике. И кстати, от официального озвучивания мыслей о замкнутом ядерно-топливном цикле (ЯТЦ) до выработки нормативно-правовой базы прошел всего год. В 1993 году президент Леонид Кравчук издал указ "О неотложных мерах по развитию атомной энергетики и формированию ядерно-топливного цикла в Украине". Годом позже было принято постановление Кабмина, согласно которому в течение 1995 - 2010 годов должен был быть выделен почти миллиард долларов на реализацию комплексной программы "Ядерное топливо".
Однако на этом все фактически и закончилось, тем более что для украинской экономики середина 90-х была временем столь стремительного падения, что думать про обогащение урана было некому и незачем. Поэтому неудивительно, что в принятой в 1996 году Национальной энергетической программе до 2010 года ядерной энергетике уделялось менее пяти страниц. О производстве гексафторида урана, пригодного для изготовления топлива, там вообще не было ни слова. И вот почему.
По словам директора Института проблем безопасности атомных электростанций НАН Украины Александра Ключникова, "ядерно-топливный цикл требует создания громадного производства по превращению урановой руды в таблетки ядерного топлива. А это требует огромных финансовых вложений. Такое производство налажено всего в нескольких странах мира, поскольку оно невозможно без кадров, занимающихся радиационной химией трансурановых элементов. К сожалению, у нас таких специалистов очень мало". Но это только одно из четырех ключевых звеньев в цепочке производства, куда входит добыча урана, использование приготовленного топлива (в виде топливных сборок) и обращение с отходами и отработавшим топливом.
Последнего элемента у нас тоже не было никогда, и попытки создать его в виде Централизованного хранилища ядерных отходов наталкиваются на бешеное противодействие ряда политических партий и общественности. Хотя ЦХОЯТ, как поясняет профессор Ключников, это не "свалка", а высокотехнологический комплекс, позволяющий не только долгое время безопасно хранить радиоактивные элементы, но и перерабатывать их. В настоящее время все наше отработавшее топливо отправляется в Россию, а в 2000-е годы уровень фактического финансирования отдельных направлений программы "Ядерное топливо" не превышал 7%.
Таким образом, из всего необходимого у нас есть только урановая руда и циркониевые сплавы. Но много ли толку от руды, которая просто не разрабатывается: при прежнем руководстве "Энергоатома" на недостроенном Новоконстантиновском урановом руднике бухгалтерский учет отсутствовал как явление. Выделенные из бюджета 80 миллионов бесследно исчезли. Надо полагать, те, кто распорядился ими для личных нужд, рассудили, что для развития заложенного еще в советское время предприятия это все равно крохи. А циркониевые сплавы и прокат - вещь бесполезная при отсутствии технологии производства элементов топливных сборок и соответствующего производства.
Наш основной поставщик - ОАО "Машиностроительный завод" в подмосковной Электростали - занимается этим делом с 1954 года, здесь была изготовлена первая партия тепловыделяющих сборок для первой в мире АЭС в Обнинске. С 90-х годов предприятие работает с Западной Европой, имея все необходимые сертификаты и дипломы. Российское производство, сопряженное с мощной научной базой, достигло здесь такого уровня ритмичности, что каждые пять лет корпорация ТВЭЛ (куда структурно входит завод) поставляет на рынок новый тип топлива. Создать нечто подобное в течение нескольких лет в Украине - фантастика.
Буквально четыре года назад рабочая группа Комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности констатирована катастрофическое состояние дел. Из-за недофинансирования не только были сорвано выполнение всех положений программы "Ядерное топливо". Ряд стратегически важных предприятий, в частности "Цирконий", обанкротились. Описанная выше ситуация на Новоконстантиновском урановом месторождении через пять-шесть лет могла привести к тому, что о производстве собственного урана можно было бы забыть.
Столь высоко оцененный СНБО научно-технический потенциал, согласно выводам рабочей группы, и тогда оптимистичным оценкам не соответствовал. В отрасли вообще отсутствовала система руководства и контроля исполнения. "Целесообразно было бы создать международный концерн и решать вопросы производства топлива совместно с другими странами, вкладывающими каждая свою долю. В результате мы можем получить топливо для своих АЭС по умеренной цене", - говорит профессор Ключников. И такая работа сегодняшним руководством "Энергоатома" ведется - Украина может получить долю в Международном центре по обогащению урана в Ангарске.
Но работа эта почему-то называется оппонентами "сдачей национальных интересов". А тот факт, что соглашение между правительствами Украины, России и Казахстана о создании совместного производства ядерного топлива (принятое в 2003 году) не выполнялось, очевидно, должно считаться нормальным явлением. Или то, что по состоянию на 31 декабря 2005 года на всех действующих в Украине АЭС уровень выполнения комплексной программы модернизации и повышения безопасности энергоблоков имел объем выполнения на уровне 35%.
Нужен ли Украине собственный замкнутый ядерно-топливный цикл? Безусловно, нужен. Это престижно и коммерчески выгодно, тем более, что основной поставщик обогащенной руды - Южная Африка - постоянно повышает цену. Но для этого Украине предстоит, как минимум, поменять свой статус и снова стать ядерной державой. То есть страной, которая обогащает уран до кондиции, пригодной не только для производства ядерного топлива, но и для использования его в военных целях. Сотрудники посольства США, с которыми представители СНБО, если судить по новостям на официальном сайте, проводят регулярные консультации, могут объяснить, как к этому отнесется их держава. Пока мы можем претендовать на развитие элементов ЯТЦ, что, собственно говоря, уже успешно делается.
О том, что именно делается и каким образом, можно узнать из проекта Стратегии развития ядерного комплекса до 2030 года, опубликованного, например, в "Урядовом курьере". И вообще, чтение газет - крайне полезное занятие для тех, кто производит указания по развитию весьма специфичной отрасли, не имея при этом к ней никакого отношения.
ИСТОЧНИК: from-ua.com
ДАТА: 15.09.2007
Темы: ЯТЦ, Восточная Европа, Украина