Законопроект «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в первом чтении будет рассмотрен уже в ближайший четверг, 11 октября. Как и ранее принятый закон о холдинге «Атомэнергопром», новый документ решает задачу модернизации отрасли, имеет статус «президентского» и проходит парламентские процедуры в приоритетном порядке.
Зачем нужна атомная госкорпорация? Создание такой структуры призвано достроить ту новую управленческую модель атомной отрасли, которая постепенно внедряется второй год. Она была разработана специалистами «Росатома» на фундаменте Федеральной программы развития атомно-энергетического комплекса, принятой в прошлом году и получившей статус «президентской». Суть ее состоит в том, что страна сделала выбор в пользу атомной энергетики и приступает к грандиозному плану ее развития, мощными темпами, на всех направлениях.
Одним из значительных шагов на пути реализации этого замысла стало создание холдинга «Атомэнергопром». Эта вертикально интегрированная структура консолидировала все составляющие процесса производства атомной энергии. Под крышей холдинга были объединены предприятия гражданской сферы, представляющие всю цепочку ядерного цикла, от добычи урана до его эксплуатации в атомных реакторах и последующей переработки. Теперь «Атомэнергопром» - конкурентоспособная компания, выступающая на глобальном рынке «единым кулаком», а не в виде множества разрозненных предприятий, как это было еще совсем недавно.
Создающаяся государственная корпорация «Росатом» станет управлять 100% акций «гражданского» холдинга «Атомэнергопром», а также всеми предприятиями, принадлежащими ядерно-оружейному комплексу. Госкорпорации по атомной энергии будут подчинены также все отраслевые институты фундаментальной науки и предприятия, работающие в сфере радиационно-ядерной безопасности.
Новая структура создается на базе существующего Федерального агентства «Росатом» и полностью заменит его, сосредоточив в своих руках все управление отраслью: как «мирной», так и «военной» его частью, сохраняя полное «ядерную целостность» страны.
Нормативно-правовая база, действующая сегодня, сдерживает возможность совершенствовать управление отраслью. Госкорпорация позволит снять все препоны, выстроить четкую логику функций, оптимизировать движение финансовых средств. Она задумана как структура, действующая автономно. Однако для реализации этого уникального статуса требуются изменения в ряде федеральных законов, что и предусмотрено в новом законопроекте. Генерального директора корпорации, членов Наблюдательного Совета будет назначать президент страны, по представлению председателя правительства. Никаких дополнительных финансовых вливаний создание новой структуры не потребует, поскольку де-факто все структуры в системе атомной отрасли уже есть. Теперь они просто объединятся под единой крышей государственной корпорации.
Конечно, не все в обществе однозначно оценивают этот новый шаг в атомной сфере. Одни приветствуют его как целесообразное «движение вперед», как ответ на вызов эпохи атомного ренессанса. Другие относятся к идее Госкорпорации критически, кивая на то, что атомная отрасль не способна «вписаться» в мировой рынок и зарабатывать на нем, а потому и стремится под надежное крыло государства. Есть и те, кто в принципе выступает против «опасной моды» на госкорпорации, которые в последнее время создаются в России с большой энергией. А некоторые эксперты даже заговорили о тенденции национализации экономики.
Так или иначе, Государственную корпорацию по атомной энергии можно считать уже состоявшейся. Проект проработан с большим запасом прочности.
ИСТОЧНИК: РИА Новости, Татьяна Синицына
ДАТА: 09.10.2007