Доказать, что режим Саддама Хуссейна в Ираке полностью отказался от программы по созданию ОМП, представлялось практически невозможным. Однако международные инспектора могли бы свести к минимуму неопределённость в познаниях мирового сообщества о том, что происходит в этом государстве, заявил один из ведущих экспертов в области нераспространения и бывший глава МАГАТЭ Ханс Бликс, выступая на Democracy Now!.
"Я считаю, что если бы мы (международные инспектора) пробыли бы в Ираке ещё пару месяцев, то этого бы хватило, чтобы доказать всем - вероятность того, что у Саддама Хуссейна есть ОМП, близка к нулю", - сказал Бликс.
"Мы получали подсказки от Соединённых Штатов и других стран по поводу тех мест в Ираке, где - по их подозрениям - проводилась деятельность, связанная с созданием ОМП. Всего нам было выдано порядка сотни подсказок. К моменту начала вторжения (сил англосаксонской коалиции) мы изучили три дюжины мест, а спустя пару месяцев смогли бы рассмотреть их все… что позволило бы сделать вывод, что у Ирака нет ОМП", - заявил Бликс.
"Мой коллега из МАГАТЭ, г-н Эльбарадей, установил, что контракт на поставку в Ирак оксида урана из Нигера являлся фальсификацией, а также, что другие казавшиеся подозрительными контракты - например, покупка алюминиевых труб, которые могли бы быть использованы для нужд программы по обогащению урана - не были связаны ни с какой тайной ядерной деятельностью", - добавил эксперт.
"Мы провели порядка 700 инспекций, которые не дали нам вообще никаких доказательств. Мы изучили примерно три дюжины объектов, которые подсказали нам со стороны разведывательного сообщества (США и Великобритании). Мы не нашли там ничего, и весомость выдвигаемых против Ирака улик стала резко снижаться. Конечно, мы не могли сказать, что у Ирака нет абсолютно никакой тайной деятельности по созданию ОМП, потому что сделать подобные заключения просто невозможно", - отметил Бликс.
Эксперт подчеркнул, что международные инспектора не могли делать далеко идущих выводов. В их задачу входило только чётко докладывать Совету Безопасности ООН о том, что они проверяют и что при этом обнаруживается.
Роль Ханса Бликса в событиях, предшествующих вторжению в Ирак в 2003 году, подвергается критике со стороны ряда экспертов и политиков. В частности, Скотт Риттер, руководивший корпусом военных инспекторов ООН в 1991-1998 годах, считает, что Бликс побоялся сказать правду с трибуны Объединённых Наций об отсутствии у Ирака программы по созданию ОМП, что дало США формальный повод для начала военной операции.
"Ханс Бликс поступал как юрист. Он подбирал выражения, не давал обязательств, а в его словах было слишком много воды… Я называю его моральным и интеллектуальным трусом… Ханс Бликс мог возвысить свой голос и войти в историю (как человек, остановивший войну), но теперь история осудит его как человека, не сделавшего то, что он обязан был сделать", - говорит Риттер.
Бликс парирует эти обвинения в свой адрес и утверждает, что Риттер не понимает роли инспекторов. Их задача – докладывать об увиденном политическому органу ООН, а не делать заключения.
Следует отметить, что существует и диаметрально противоположная точка зрения на роль Бликса и Эльбарадея в иракских событиях, согласно которой соглашательскую позицию в Совбезе ООН занял представлявший МАГАТЭ Эльбарадей, а отнюдь не выступавший от имени военных инспекторов Бликс.
В период с марта 2000 года по июнь 2003 года Ханс Бликс занимал пост исполнительного председателя комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) и в этом ранге отвечал за военные инспекции в Ираке. В настоящее время, он возглавляет шведскую правительственную комиссию по ОМП.
Бликс подтвердил, что министерство обороны США обращалось к ЦРУ с запросами по поводу его персоны: "Г-н Вольфовиц (Paul Wolfowitz, бывший на момент вторжения в Ирак заместителем военного министра Соединённых Штатов) запрашивал ЦРУ по поводу моего характера и моей предыдущей деятельности. Я не придаю этому никакого значения. Им было бы логичнее спросить обо мне в госдепартаменте США, потому что моя дипломатическая карьера началась в 1961 году. Но я не возражаю против того, что он (Вольфовиц) обратился в ЦРУ. Мне нечего скрывать".
Говоря о возможном дальнейшем развитии событий вокруг ещё одной горячей точки - Исламской Республики Иран - Бликс заявил, что угроза военного сценария всё ещё сохраняется, но американские военные не питают слишком больших иллюзий: "В этом случае им придётся атаковать множество целей, и они не смогут провести наземную операцию. Кроме того, у Ирана сохранится возможность восстановить свою ядерную программу (даже после военного удара)".
Бликс предложил несколько вариантов, которые, на его взгляд, могли бы способствовать завершению кризиса вокруг ядерной программы Ирана - установление режима "очень подробных" инспекций на иранских объектах ЯТЦ и предоставление Тегерану гарантий в том, что он всегда сможет импортировать обогащённый уран для нужд своей мирной ядерной программы.
Бликс напомнил также, что проблему Ирана следует решать в контексте общей ситуации на Ближнем Востоке. В этом регионе было бы желательно создать зону, свободную от ядерного оружия - но так как это невозможно из-за нынешней позиции Израиля, то стоило бы сконцентрироваться хотя бы на превращение Ближнего Востока в зону, свободную от обогащения урана и переработки ОЯТ. Это, по мнению Бликса, дало бы соседям Израиля - в том числе, и Ирану - гарантии того, что Израиль более не сможет производить новые ядерные боеголовки.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 28.06.2008
Темы: Нераспространение, Азия, Ирак, Иран