Российская компания "ТВЭЛ" стала победителем тендера на поставку ядерного топлива для словацких реакторов ВВЭР-440 - как действующих на площадках Моховце и Богунице, так и двух строящихся на второй очереди АЭС "Моховце".
Нам приятно отметить, что в русскоязычном информационном пространстве первым о новой победе отечественного атомного комплекса сообщило электронное издание AtomInfo.Ru. Официальная реакция от госкорпорации "Росатом" появилась с опозданием на пару дней.
Единственным противником россиян в словацком тендере выступала, как нетрудно угадать, американская компания "Вестингауз". И для наших, и для американцев этот тендер носил знаковый характер. Для России выигрыш обернулся дополнительным козырем в информационном противостоянии вокруг спора за украинские топливные заказы. Для "Вестингауза" поражение означает полное сворачивание ставших ненужными производственных мощностей по выпуску кассет для ВВЭР-440.
Искренне поздравляя "ТВЭЛ" с победой, хотелось бы одновременно предостеречь от некоторых слишком далеко заходящих аналогий. Положение дел с топливом для ВВЭР-440 не может автоматически переноситься на ситуацию с кассетами для ВВЭР-1000. Дело в том, что, в отличие от тысячника, "Вестингаузу" - а точнее, BNFL - удалось-таки создать для ВВЭР-440 удачную и надёжную конструкцию топливной сборки, а также разработать хорошее программное обеспечение.
Выступая в прошлом году на международном симпозиуме AER, представители финской компании "Fortum", владеющей АЭС "Ловииза", особо подчёркивали - серьёзных претензий к продукции американцев у них нет. За 7 кампаний не было обнаружено ни одного случая течи у кассет "Вестингауза", а расхождение между экспериментальными и расчётными параметрами активных зон с топливом от "Вестингауза" и "ТВЭЛ" оказалось очень близким.
Финскую станцию можно использовать для наглядного сравнения двух типов кассет для 440-ого. Первый блок "Ловиизы" работает сейчас в равновесном цикле на кассетах "Вестингауза", а второй блок - в равновесном цикле на кассетах "ТВЭЛ". Кстати говоря, эти сборки близки друг к другу по основным параметрам, хотя между ними имеются и некоторые различия.
В кассетах "Вестингауза" для АЭС "Ловииза" используется обогащение 3,7% (тип "37N") и 3,8% (тип "38N"). Обогащение в российских сборках "36Z", "40Z" и "40T" варьируется от 3,6% до 4,0%.
В российских кассетах и твэлах в качестве конструкционного материала применяются цирконий-ниобиевые сплавы, а в сборках "Вестингауза" - сплав Zircaloy-4. Российские твэлы толще во внешнем диаметре, чем американские (9,1 мм против 8,9 мм), однако имеют более толстую оболочку (0,7 мм против 0,55 мм).
Так что же принесло "ТВЭЛ" победу в тендере в Словакии, а ранее - на уже упомянутой "Ловиизе"? Во-первых, стоит согласиться с мнением проигравшей стороны. Американцы утверждают, что "ТВЭЛ" может, благодаря своей интергации в "Росатом", выходить на инозаказчиков с более гибкой позицией, чем "Вестингауз". Действительно, "ТВЭЛ" в состоянии рассчитывать на "льготный" доступ к разделительным мощностям, в то время как "Вестингаузу" приходится обращаться за обогащённым ураном к третьей компании.
Это, конечно, очень важный урок. При выборе поставщиков ядерного топлива, большинство клиентов обращает внимание не столько на качество проекта кассеты, сколько на полноту и цену предлагаемого пакета услуг. Их интересует, может ли поставщик сам добыть и обогатить уран, а впоследствии решить проблему ОЯТ - забрать его к себе для переработки. Если подойти к делу с этой стороны, то российский "ТВЭЛ" может дать американскому "Вестингаузу" фору в сто очков вперёд.
Но есть и ещё один аргумент технического характера в пользу россиян. Все эксплуатирующие организации мира постоянно заботятся о развитии и модернизации своих АЭС, и владельцы ВВЭР-440 здесь не исключение. Например, владельцы АЭС "Ловииза" очень хотели бы перейти с 3-летней на 4-летнюю топливную кампанию, а также обосновать правомерность повышения верхней границы выгорания топлива с 45 до 55 МВт×сут/кг. Решать такие непростые задачи, разумеется, будет проще в кооперации с создателями технологий, а не с их подражателями.
Подводя итог, можно сказать следующее - когда из контрактов на поставки топлива для ВВЭР-440 ушла политика, "ТВЭЛ" оказался вне конкуренции. И это, говоря откровенно, не может не радовать.
ИСТОЧНИК: Владимир Рычин, AtomInfo.Ru
ДАТА: 22.07.2008
Темы: ЯТЦ, Восточная Европа, Словакия, ТВЭЛ, Ловииза