В Соединённых Штатах списана экспериментальная атомная подводная лодка NR-1, отслужившая верой и правдой американским морякам на протяжении почти 40 лет. Как пишет военная пресса США, планов по её замещению у нынешнего командования не имеется.
Американский адмирал в отставке Эдмунд Джамбастини, командовавший лодкой в начале 80-ых годов, назвал NR-1 "уникальным и незаменимым окном в подводный мир" и призвал правительство США активнее поддерживать научные программы по исследованию океанского дна и морских глубин: "Учёные сегодня больше знают о Луне, чем о земных океанах".
Адмирал Джонатан Гринерт, также служивший на NR-1 в начале 80-ых, признал, что в США нет планов по замене NR-1. Частично решавшиеся с её помощью задачи будут переложены на плечи роботизированных аппаратов, не требующих присутствия экипажа на борту.
АПЛ NR-1 была спущена на воду в январе 1969 года на верфи Гротон (штат Коннектикут). Её разработчики - компания "General Dynamics". Экипаж лодки состоял из 7 человек, включая 2 научных сотрудников, и она могла погружаться на глубину свыше 1000 метров. Имя лодке дал лично адмирал Риковер, и оно является прямой ссылкой на отдел военно-морских реакторов США.
Большинство из походов NR-1 до сих пор остаются под грифом секретности. Известно, однако, что лодка принимала участие в нескольких "гражданских" операций - поиске обломков космического челнока "Челленджер" (1986 год) и останков египетского пассажирского самолёта (Flight 990), разбившегося у берегов Новой Англии в 1999 году.
Отрывок из книги Шерри Зонтага и Кристофера Дрю "История подводного шпионажа против СССР":
Одной из главных проблем при проектировании была проблема экранирования реактора на "NR-1". Реакторы на стандартных лодках защищались с обеих сторон свинцовыми экранами толщиною 30 см. Но такой экран был слишком тяжёлым для "NR-1". Риковер, Крейвен и другие конструкторы решили поставить свинцовый экран только спереди для защиты жилого отсека. Вся остальная часть лодки длиною 3,9 метра за задней стенкой реактора будет заполнена водой и постоянно закрыта.
Идея заключалась в том, чтобы эта стена воды поглощала выделяющуюся радиацию и служила экраном вместо свинцового. У Крейвена не было сомнения в том, что у защитников окружающей среды этот план вызовет страх. Но и он, и Риковер считали план вполне осуществимым, так как 0,36 м3 воды имеют такой же молекулярный вес, как и 0,02 м3 свинца. Но когда лодка будет под водой, то вода совсем не добавит веса.
Прежде чем "NR-1" могла быть построена, необходима была немедленная оплата. Но для мини-подлодок в рамках программы создания глубоководных систем морской лаборатории выделялось слишком мало бюджетных средств. Эта проблема не беспокоила Риковера. Он решил её на совещании, на котором присутствовал Крейвен, контр-адмирал Л. Смит, первый заместитель Рейборна по программе "Поларис", и Р. Морзе, помощник министра ВМС по вопросам исследований и развития.
"Есть ли у вас какие либо деньги, чтобы мы начали строительство прямо сейчас?" - спросил Риковер. Крейвен ответил, что его глубоководная группа может выделить 10 млн. долларов из своих средств на исследования и развитие. Смит отметил, что у программы "Поларис" есть 10 млн. долларов, не использованных из фондов на строительство. "Сколько будет стоить эта подлодка?" - поинтересовался Морзе.Без колебаний Риковер ответил: "20 миллионов долларов".
Морзе продолжил вкратце описывать довольно сложную процедуру обычного оформления постройки кораблей: определение контракта, торги за подряд, одобрение в конгрессе. Риковер прервал его: "Оставьте всё это мне, и я сделаю". Затем он повернулся к Крейвену и дал указание: "Позвоните завтра в компанию "Электрик Боатс" и скажите, чтобы начинали работы".
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 23.11.2008
Темы: США, Военный атом, Атомоходы