17 марта Государственная дума РФ рассмотрит во втором чтении законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)", внесенный правительством России.
Ольга Супатаева, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук:
Этот законопроект принят в первом чтении с учётом новых международных соглашений Российской Федерации, я имею в виду Объединённую конвенцию о безопасности обращения с отработанным ядерным топливом (ОЯТ) и о безопасности обращения с РАО. Плюс в нём учтены новые и экономические, и правовые реалии. Поэтому это очень важный документ, которого давно ждали и который очень нужен.
Поскольку в основе и зарубежного законодательства, и нашего законопроекта лежит Объединённая конвенция, вступившая в России в силу 19 апреля 2006 года, то можно сказать, что принципиальных различий с западными законами подобного рода нет - он унифицирован с зарубежным законодательством.
В нём есть, например, такие основные и важные принципы, как невозложение бремени на будущие поколения. Другой важный принцип, на мой взгляд, финансовая ответственность производителя, то есть платит производитель. И выстроен соответствующий механизм для реализации этого принципа. Разумеется, что он отличается, так как у нас очень большое историческое наследие - очень много накопленных радиоактивных отходов, поэтому необходимо создавать специальный правовой механизм для обращения с этими отходами. Это основное принципиальное отличие.
Мы выстраиваем единую государственную систему, которая включает все виды РАО. Она предполагает безопасное обращение как с исторически накопленными отходами, так и с вновь производимыми. Это очень важный момент. Кроме того, в нашем документе создается своя организационно-правовая основа, соответствующая нашей системе органов управления и регулирования безопасности. Таким образом учитываются и наши национальные особенности и законодательство. Поэтому трудно сравнивать российский опыт с западным. Но мы однозначно не противоречим основным положениям, которые должны быть закреплены в этом законопроекте.
Я знаю, что в подготовке законопроекта активно участвовали представители всех ведомств - и министерство природных ресурсов и экологии, и министерство обороны. Кроме того, организации, которые имеют отношение к этой деятельности, и, разумеется, организатор и разработчик - госкорпорация "Росатом", которая активно привлекала научных работников, Российскую академию наук, Институт безопасного развития атомной энергетики.
Напомню, что ко второму чтению есть возможность вносить значительные поправки, и очень надеюсь, что такие поправки будут приняты, потому что как юрист я вижу некоторые пробелы в этом документе и как научный эксперт могу поставить вопросы перед теми сотрудниками и организациями, кто имеет право вносить необходимые изменения.
До настоящего времени законодательство не то чтобы было фрагментарным в этой сфере - его практически не было. Была одна статья в Законе об использовании ядерной энергии, которая просто отсылала к разработке соответствующего законодательного акта, который мы собственно ждали еще в 1995 году. И была эта статья такого общего плана и говорила, что государственная политика в области обращения с радиоактивными отходами должна предусматривать это и вот это. И еще одна такая же отсылающая статья содержалась в Законе об охране окружающей среды. Я не беру во внимание подзаконный уровень (там было много постановлений правительства, федеральные нормы и правила, регулирующие документы образования, сбора и хранения РАО), но на законодательном уровне у нас был вакуум - очень серьезный правовой пробел. Надеюсь, теперь он будет заполнен, так как сейчас ведется очень серьезная работа над этим законопроектом, в том числе и с привлечением общественности и соответствующих организаций.
Напомним, Государственная дума РФ 20 января приняла в первом чтении законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами (РАО)", внесённый правительством России. Задача рассматриваемого закона - внести в российское законодательство положения ратифицированной РФ в 2005 году "Объединённой конвенции о безопасности обращения с отработавшим ядерным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами".
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счёт федерального бюджета и бюджетных фондов, кроме средств, предусмотренных на обращение с радиоактивными отходами федеральной целевой программой "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года" и другими целевыми и иными программами, предусматривающими мероприятия по обращению с РАО, большая часть которых была накоплена с советских времен в рамках военного ядерного проекта.
ИСТОЧНИК: AtomInfo.Ru
ДАТА: 16.03.2010