Константин Зайцев: непременным условием крупномасштабного развития атомной отрасли является совершенствование её законодательного обеспечения Пресс-центр атомной энергетики и промышленности, ОПУБЛИКОВАНО 10.06.2010 7-9 июня в Москве проходит международный форум АТОМЭКСПО 2010. В рамках форума был проведен круглый стол "Актуальные вопросы ядерного права и законодательного обеспечения развития атомной отрасли" и симпозиум "Актуальные вопросы международного ядерного права". Константин Зайцев, заместитель председателя комитета Государственной думы по энергетике: "Непременным условием крупномасштабного и инновационного развития атомной отрасли является совершенствование ее законодательного обеспечения. Значительным шагом в этом направлении стало принятие в первом чтении проекта федерального закона "Об обращении с радиоактивными отходами". Законопроект предполагает создание единой государственной системы обращения с РАО и установление нормативных требований к этой деятельности. В апреле - мае шла подготовка законопроекта ко второму чтению. В профильном комитете для рассмотрения поправок к законопроекту была создана рабочая группа. Как сопредседатель рабочей группы, отмечу, что спектр мнений оказался весьма широк, поэтому в ее состав были включены парламентарии обеих палат, представители Минприроды России, Российской академии наук, ГК "Росатом" и других ведомств, в обсуждении принимали участие представители общественных организаций. Ряд вопросов, которые ставят критики этого нормативного акта, уже решены. Это касается в том числе уточнения сферы действия законопроекта, который не распространяется на отношения в области обращения с отработавшим ядерным топливом. Также учтено замечание относительно того, что в законопроекте не регулируются отношения по экспорту и импорту РАО, - в его текст внесена соответствующая статья. Как показала дискуссия, определённое непонимание связано со сферой компетенции Росатома и специально уполномоченных органов, а также с применением действующего природоохранного и иного законодательства. Мнение критиков закона о том, что законопроект прописан Росатомом под себя, содержит, по всей видимости, опасение, что госкорпорация сможет формировать политику обращения с РАО, исходя из собственных интересов. В этой связи хотелось бы обратить внимание на статью 2 законопроекта, где приводятся федеральные законы, регулирующие отношения в области обращения с РАО. Наряду с федеральными законами "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и других в эту статью включён по предложению экологических организаций и Водный кодекс Российской Федерации. Также имеет смысл внимательнее посмотреть статью законопроекта, в которой указаны полномочия и функции органов государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. Можно привести и другие примеры, когда критика положений законопроекта связана с недостаточным знанием действующего законодательства в области радиационной безопасности и общепринятых принципов осуществления этой деятельности. Например, из определений ряда терминов предлагалось полностью исключить слова "экономически обоснованное" и "затраты", таких предложений было много. Однако такая позиция неверна, и нужно чётко понимать почему. Одним из руководящих принципов обеспечения радиационной защиты является принцип оптимизации, который предусматривает учёт социальных и экономических факторов. Этот принцип является одним из критериев принятия решений по минимизации вредного воздействия радиации, рекомендуемых Международной комиссией по радиологической защите и МАГАТЭ. Он также прописан в Федеральном законе "О радиационной безопасности населения" и успешно применяется на практике при обосновании тех или иных действий. Если же этот принцип убрать, то мы столкнёмся с ситуацией, когда будет выгодно до бесконечности раздувать затраты на те или иные мероприятия и будет действовать принцип "чем дороже - тем лучше". Сейчас, когда законопроект фактически подготовлен ко второму чтению, следует усилить внимание к разработке законопроектов "Об обращении с отработавшим ядерным топливом" и "О выводе из эксплуатации объектов использования атомной энергии". Опыт работы над указанными документами показывает, что правовая схема создания основ единой государственной системы в области обращения с РАО не может быть в полной мере применена к проблемам обращения с отработавшим ядерным топливом и вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии. Очевидно, что здесь требуются новые подходы и законодательные решения". Другие новости: РФ и Франция договорились сотрудничать Россия и Франция намерены сотрудничать по быстрым реакторам с MOX-топливом. РФ и Украина подписали соглашение по Хмельницкой АЭС По оценке "Росатома", для проведения работ потребуется 5-6 миллиардов долларов. Алексей Кайдалов стал директором Санкт-Петербургского "Атомэнергопроекта" Леонид Резников переведён на другую работу. |
Герой дня Анзьё Паскаль: сравним результаты лет через десять Основной выбор - оксид. Но мы также думаем о карбидном топливе. Не о нитриде! Я знаю, что в России ваши специалисты рассматривают нитридное топливо. ИНТЕРВЬЮ
Марк Глинский МНЕНИЕ
Владимир Рычин |