AtomInfo.Ru


Ядерный арсенал Пакистана в свете распространения исламского радикализма в Южной Азии

Игорь Хохлов, ОПУБЛИКОВАНО 17.09.2011

С любезного разрешения автора, мы републикуем статью "Ядерный арсенал Пакистана в свете распространения исламского радикализма в Южной Азии: Аль-Каида, Талибан, Афганистан, Пуштунистан".

Статья была опубликована в журнале "Мировая экономика и международные отношения", номер за сентябрь 2011 года.

Автор статьи - российский учёный Игорь Игоревич Хохлов, эксперт по проблеме безопасности ядерного арсенала Пакистана.

Игорь Хохлов - российский политолог, эксперт по терроризму, наркобизнесу, ядерному нераспространению. Игорь Хохлов - научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО

Игорь Хохлов

Ядерное оружие Пакистана: ядерная программа Пакистана в 70-е-80-е годы, как охраняется пакистанское ядерное оружие, Аль-Каида пытается захватить атомную бомбу.

С момента своего основания в 1947 году, государство Пакистан перманентно испытывает стрессы различного характера: военные (со стороны Индии и, в последнее время, пакистанских талибов и афганских талибов), религиозные (латентное противостояние суннитов и шиитов с одной стороны, и мусульман с индуистами, с другой), этнические (между основными народностями: пенджабцами, пуштунами и синдхами), экономические (экстенсивное сельское хозяйство в неблагоприятном климате и в условиях высокой плотности населения), социальные (рост населения, низкий жизненный уровень, неграмотность превышает 55%) и политические (постоянная смена гражданских и военных правительств, распространение политического ислама и пр.)

При этом Пакистан имеет шестой в мире ядерный арсенал после стран-членов ядерного клуба и Израиля - количество ядерных боезарядов по оценкам различных экспертов колеблется от 60 до 150 атомных боеголовок.

Политическая нестабильность, этнические конфликты, экономическая отсталость, большой разрыв между богатой проамериканской элитой и сильными антизападными настроениями бедноты в сочетании со значительным ядерным арсеналом создают взрывоопасную ситуацию внутри самого Пакистана, просчитать все последствия которой в настоящее время не представляется возможным.

Складывающаяся в Пакистане обстановка не исключает попадание ядерного оружия в руки экстремистов, террористов, исламских радикалов или радикально настроенных пакистанских военных, с ненавистью относящихся к западным ценностям в целом и к политике США в частности.

Ещё совсем недавно ядерная проблематика рассматривалась лишь в контексте возможного противостояния с Индией и риска перерастания ограниченной локальной войны в крупный конфликт с применением обеими сторонами ядерного оружия.

Однако к концу 2000-х годов характер угроз существенным образом изменился: первые успехи начавшейся в октябре 2001 года контртеррористической операции в Афганистане сменились чередой поражений коалиционных войск, ростом влияния талибов и Аль-Каиды и разрастанию войны в соседний пакистанский Пуштунистан.

Целый ряд факторов повлиял на ухудшение ситуации в середине - второй половине 2000-х годов: возрождение афганских талибов, укрепление ячеек Аль-Каиды в FATA (Federally Administered Tribal Areas) на границе Афганистана и Пакистана (афгано-пакистанской границе), а также появление пакистанского крыла движения Талибан.

Всё это способствовало тому, что угроза попадания пакистанского ядерного арсенала в руки террористов представляется в настоящий момент более реальной, чем когда-либо прежде.

Хотя многие из заявлений лидеров движения Аль-Каида о намерении обладать ядерным оружием против Соединенных Штатов и западных интересов сделаны лишь для привлечения к себе внимания, тем не менее, очевидна опасность того, что при таких обстоятельствах, как нестабильность внутренней ситуации во многих странах, обладающих ядерными технологиями (например, в Пакистане) - с одной стороны, и явно недостаточными мерами по обеспечению ядерной безопасности - с другой, террористические группы могут получить доступ к делящимся материалам, ядерному оружию или его компонентам.

Так, нападение боевиков на ряд пакистанских ядерных объектов в 2008-2010 гг., в том числе на военный городок Вах (основой центр по сборке ядерных устройств), показали, что угроза ядерному оружию со стороны экстремистов вполне реальна. При таком развитии событий масштаб разрушительных последствий непредсказуем.

Ядерное оружие Пакистана: меры безопасности в обращении с пакистанским атомным оружием, режим правового регулирования в ядерной отрасли Пакистана.

Особенность пакистанской политики состоит в том, что все решения, касающиеся ядерного оружия и средств его доставки, принимают исключительно военные.

Даже несмотря на законодательно закрепленный приоритет гражданских органов власти и длительные периоды гражданского правления с 1988 по 1999 годы, когда у власти находились демократически избранные лидеры (Беназир Бхутто с 1988 до 1990 и с 1993 по 1996, Наваз Шариф с 1990 по 1993 и с 1996 по 1999), пакистанские военные никогда не упускали реальный контроль за ядерными силами Пакистана из своих рук.

Руководители Пакистана Бхутто (см. интервью Беназир Бхутто: Benazir Bhutto, quoted in "No PM Knew About Country's N-capacity: Benazir," The News International, Pakistan (Internet edition), October 24, 1999.) и Наваз Шариф (см. Книгу Строуба Тэлбота: Strobe Talbot. Engaging India: Diplomacy, Democracy and the Bomb, Brookings Institute, 2004, стр. 154-169) позже признавались, что не имели никаких рычагов влияния на принятие стратегических решений в этой сфере даже в периоды военных и ядерных кризисов с Индией, когда требовалось оперативное управление пакистанскими ядерными силами.

В ядерной отрасли Пакистана действует, на первый взгляд, весьма надёжный, комплекс мер обеспечения безопасности ядерных материалов, ядерных устройств и их компонентов атомной бомбы. В основном они разработаны на основе американских технологий и включают в себя четыре элемента: меры физической безопасности; работа с кадрами; технические меры и процедуры; секретность и введение в заблуждение.

Благодаря комплексу этих мер Управление стратегического планирования пакистанской армии (Strategic Plans Division - SPD) должно надёжно обеспечивать безопасность ядерного оружия и его компонентов. Стимсоновский центр выпустил по этой теме очень интересную работу, автором которой является высокопоставленный руководитель военной части пакистанской ядерной программы: Lt Col Zafar Ali [SPD]. Pakistan's Nuclear Assets and Threats of Terrorism: How Grave is the Danger? Stimson Report, Henry L Stimson Center, July 2007.

Меры физической безопасности на ядерных объектах направлены, прежде всего, против действий экстремистов и террористов (например, похищения ядерного оружия или радиационного загрязнения объекта и близлежащей территории).

В Пакистане такие меры предусматривают применение концепции многоуровневой защиты, когда доступ к каждому из объектов многократно перекрывается вооружённой охраной, системой заграждений и датчиков проникновения. Потенциальному злоумышленнику, таким образом, пришлось бы преодолеть несколько систем охраны, чтобы добраться до ядерных материалов и устройств, что весьма проблематично даже при наличии сообщников в одном из многочисленных контуров безопасности.

Также в Пакистане практикуется раздельное хранение компонентов ядерных боеголовок и детонаторов к ядерным боезарядам: в мирное время они находятся на удалённых друг от друга объектах и могут быть собраны в единое боеготовое устройство при возникновении угрозы (например, со стороны Индии).

Предполагается, что таких объектов всего шесть, хотя, возможно за последние годы их количество было увеличено. Отсутствие точных данных о местах сборки ядерных устройств, как самого уязвимого для террористов элемента, вызывает большое беспокойство в США и других странах. В 2007 году по этой теме в газете Washington Post была опубликована статья Джоби Уоррика: Joby Warrik. Pakistan's Nuclear Security Questioned // Washington Post, 11 November 2007.

С одной стороны, такое физическое разделение делящихся ядерных компонентов от ядерных детонаторов повышает безопасность. Как сказал Банн, исследователь из Белферского научного центра международных отношений (Harvard University's Belfer Center for Science and International Affairs), "потенциальным ворам придется захватить два здания, чтобы получить полноценную атомную бомбу. Кражу будет намного сложнее осуществить, хотя в условиях кризиса это может измениться". Совсем недавно в Нью-Дели вышла книга, в которой автор Кристофер Клэри анализирует безопасность пакистанского ядерного оружия в мирное время: Christopher Clary. Thinking about Pakistan's Nuclear Security in Peacetime, Crisis and War // Institute for Defense Studies and Analyses No. 1, Development Enclave Rao Tula Ram Marg, New Delhi, 2010.

С другой стороны, похищение атомной бомбы в сборе, включающей и детонаторы ядерной бомбы и делящиеся радиоактивные компоненты, возможно не только в условиях ядерного кризиса, когда компоненты атомного оружия повезут на один из шести сборных пунктов для монтажа ядерной боеголовки или ядерной ракеты, но и при регулярных перевозках для тестирования систем, технического обслуживания и других операций, требующих сборки всех компонентов ядерного устройства, особенно в составе баллистической ракеты с ядерной боеголовкой.

Меры кадровой безопасности ориентированы на то, чтобы исключить возможность несанкционированных или неадекватных действий изнутри ядерного объекта - со стороны пакистанского военного персонала или сотрудников служб безопасности (в отличие от мер физической безопасности, которые направлены на защиту ядерных объектов, оружия и его компонентов от атак извне - со стороны экстремистов и террористов, желающих похитить ядерное оружие или вызвать радиационное загрязнение самого ядерного объекта и близлежащей территории).

Ядерное оружие Пакистана: кадровая политика в атомной отрасли Пакистана, люди, допущенные к ядерному оружию и компонентам ядерных боеприпасов, средств доставки атомного оружия

Кадровая политика в атомной отрасли Пакистана, в основном, скопирована с американской, и включает в себя целый комплекс мер.

Во-первых, в пакистанских вооружённых силах производится очень тщательный отбор военнослужащих для охраны ядерных объектов. Охрана состоит в значительной степени из офицерского состава из провинции Пенджаб, которые, как считается, менее подвержены исламистской пропаганде и менее связаны с религиозными экстремистами.

В службах безопасности практически нет пуштунов, так как предполагается, что они в большей степени поддаются пропаганде Талибана и составляют костяк пакистанских талибов, вербующих своих сторонников в FATA (Federally Administered Tribal Areas).

Во-вторых, в Пакистане действует программа "надёжности персонала", аналогичная американской PPP (Personnel Reliability Program). В рамках этой программы каждый сотрудник, допущенный к охране ядерных материалов, проверяется на наличие симпатий к исламистам, связей за рубежом, сексуальных отклонений, личных проблем, злоупотребление наркотиками или алкоголем и т.д. В 2007 году в сборнике Брэдфорского университета по данной теме вышел интересный аналитический материал Шона Грегоры: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis 23:3 International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007.

В-третьих, в вооружённых силах Пакистана также применяются принцип перманентной ротации кадров, что снижает риск сговора сотрудников, работающих длительное время на одном месте и правило "двух человек", при котором ни одно действие или решение, касающееся ядерного оружия, не может быть осуществлено менее, чем двумя людьми.

Постоянное обновление части персонала также позволяет снизить шанс заговора между сотрудниками, допущенными к обращению с ядерным оружием, делящимися материалами или их носителями. Предполагается, что персонал полностью ротируется в течение двух-трех лёт. Очень интересные данные о принципах отбора персонала, допущенного к ядерному оружию в Пакистане, содержатся в итальянском исследовании: Cotta-Ramusino and Maurizio Martelline, Nuclear Safety, Nuclear Stability and Nuclear Strategy in Pakistan. Landau Network. Como, Italy. 2002

Основной задачей этих мер является сокращение риска сговора с террористами и попадания ядерных материалов, оружия или его компонентов в руки экстремистов или на чёрный рынок для продажи.

По данным на начало 2011 года от 8000 до 10000 человек из службы безопасности SPD, Межведомственной разведки (ISI - Inter-Services Intelligence Directorate) и военной разведки (Military Intelligence) были задействованы в кадровой работе по отбору кандидатов. Эти данные приводятся в исследовании Шона Грегори: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis, International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007, стр. 3.

Тем не менее, неизвестно, насколько эффективны эти процедуры с учетом пакистанской специфики, а также как много потенциально проблемных сотрудников выявляется и исключается из обращения с ядерным оружием.

Так, например, в США, где такого рода мониторинг осуществляется уже более 65 лет (с момента создания первых образцов ядерного оружия в ходе проекта "Манхеттен" и советской ядерной программы), известно, что в течение года от 4 до 5% сотрудников дисквалифицируются и отстраняются от выполнения обязанностей по охране ядерных объектов. Принципы дисквалификация американского ядерного персонала в и масштабы такого рода ротации хорошо описаны в книге Шона Грегори "Скрытые издержки ядерного сдерживания", опубликованной в Вашингтоне в 1990 году: Shaun Gregory. The Hidden Cost of Deterrence: Nuclear Weapons Accidents, Washington, 1990, стр. 60-61.

Можно предполагать, что пакистанская статистика в этом вопросе не сильно отличается от американской: вполне вероятно, что один из 20 или 25 сотрудников является ненадёжным. Однако такого рода "ненадёжность" может принимать разные формы и быть вызвана самыми разнообразными причинами: идеологическими убеждениями, финансовыми проблемами, сложностями в личной жизни.

При этом совсем не обязательно, чтобы все выявленные лица представляли прямую угрозу ядерной безопасности страны, вполне достаточно того, что потенциально многие из них вполне могут при определённых обстоятельствах попасть под влияние исламских экстремистов.

В-четвёртых, в качестве дополнительной защиты от неадекватного поведения или злого умысла в обращении с ядерным оружием в Пакистане применяется правило "двух человек", когда каждое действие с ядерным оружием требует решения и действий не менее чем двух лиц. Некоторые исследователи, например Шон Грегори в своем исследовании, проведенном в рамках ядерной научной программы в Брэдфорском университете, утверждают, что, возможно, применяется правило "трёх лиц", но никаких подтверждений данного факта найти не удалось: Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan, Defense and Security Analysis, стр. 3, International Security at the Department of Peace Studies, University of Bradford, Bradford, West Yorkshire, UK, 2007.

Данная мера является универсальной и очень действенной, тем не менее, она не даёт гарантии от сговора двух лиц или от того, что один сотрудник сможет каким-либо образом обойти это правило (например, выкрав ключи, коды доступа, идентификационную карточку или личные документы).

Тем не менее, такого рода система контроля доступа к ядерному оружию снижает шансы террористического подполья (Талибан, Аль-Каида) на получение прямого доступа к атомному оружию, компонентам ядерных боеприпасов или средств доставки ядерного оружия.

Ядерное оружие Пакистана: технические меры и процедуры допуска к ядерному оружию и компонентам ядерных боеприпасов, средствам доставки атомного оружия

Несмотря на то, что формально командование вооруженными силами и их ядерной компонентой осуществляет гражданское руководство страны, фактически руководство пакистанской армии полностью контролирует ядерные боеприпасы и их носители.

Управление ядерным оружием осуществляется через использование кодовых систем идентификации по всей вертикали - такого рода система обеспечивает надёжный контроль "сверху вниз" над всеми операциями с ядерным оружием на всех этапах управления и надёжную обратную связь "снизу вверх".

Согласно этой системе, все оперативные приказы, касающиеся ядерного оружия, сопровождаются цифровыми кодами, которые по цепочке "сверху вниз" проверяются для того, чтобы подтвердить аутентичность приказа. Применение этих кодов также привязано к системе идентификации персонала, что позволят, с одной стороны, удостовериться, что приказ отдан уполномоченным лицом, а, с другой, персонально проконтролировать исполнителей приказа по всей цепочке "сверху-вниз".

Неизвестно, используется ли в настоящее время система, аналогичная американской Permissive Action Link, позволяющая электронно блокировать ядерные боеприпасы. Эта система использует технологию, аналогичную банковской, когда даже украденный носитель (например, кредитная карта) не позволяет получить доступ к счёту: физический контроль за носителями ядерного оружия и доступ к кодам его активации находятся в разных руках.

Благодаря такой системе, даже если ядерное устройство и попадет в руки террористов, они не смогут его взорвать. По этому поводу можно почитать статью Дэвида Блэра в Daily Telegraph о том, каким образом, новые цифровые технологии помогают защищать ядерное оружие от несанкционированного применения. David Blair. Code Changes 'Secure' Pakistan Warheads // Daily Telegraph, February 9, 2004.

В 2002 году в докладе Ландау было сказано, что Пакистан не применяет технологию PAL. В рамках Ландау Нетворк было проведено исследование на эту тему: Cotta-Ramusino and Maurizio Martelline, Nuclear Safety, Nuclear Stability and Nuclear Strategy in Pakistan, Landau Network - Centro Volta, January 2002.

Однако в интервью, которое в марте 2005 года генерал Кидвай (Kidwai), глава SPD, дал Шону Грегори для его книги "Ядерное командование и контроль в Пакистане", тот подтвердил, что Пакистан применяет и коды активации и коды идентификации для защиты своего ядерного арсенала от несанкционированного использования. Полный текст интервью можно найти в книге Шона Грегори Shaun Gregory. Nuclear Command and Control in Pakistan // Defense and Security Analysis, 2007.

Если данная информация соответствует действительности, это может означать одно из двух: либо Пакистан применяет устаревшую американскую технологию для защиты ядерных боеголовок и/или носителей ядерного оружия (в 2004 году в британской газете Daily Telegraph появилась статья о том, что США предоставили Пакистану систему кодового контроля за пуском ракет в целях предотвращения несанкционированного применения ракет - носителей ядерного оружия. Подробнее о сделке между США и Пакистаном можно прочитать в статье Дэвида Блэра "Смена кодов обеспечивает безопасность пакистанских ядерных боеголовок": David Blair. Code Changes 'Secure' Pakistan Warheads // Daily Telegraph, February 9, 200.

Либо в Пакистане применяется система, аналогичная современным американским системам безопасности - существует много свидетельств того, что США передали пакистанским военным технологии, применяемые в настоящее время в самих США, хотя пакистанские официальные лица это неоднократно отрицали.

Прямая передача современных технологий представляется маловероятной, учитывая риск международного скандала в связи с обязательствами США по Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года (ДНЯО) и опасность попадания американских военных секретов в руки Китая (вполне вероятный сценарий, учитывая характер китайско-пакистанских отношений по индийскому вопросу): см. Outside Help in Protecting N-assets Denied // Dawn, February 8, 2004.

Отсутствует достоверная информация о том, каким образом и как часто обновляются коды доступа и запуска, но, если предположить, что система полностью скопирована с американской, то, скорее всего, эта функция передана в руки армейской разведки (Army's Military Intelligence).

Косвенно об этом свидетельствует следующий факт: сразу после событий 11 сентября 2001 года генерал Первез Мушарраф под давлением США предпринял ряд мер по наведению порядка в Межведомственной разведке (МВР), в частности, последовательно заменил двух руководителей спецслужбы, ввел двух- и трёхлетнюю ротацию персонала в МВР, представители МВР были выведены из состава NCA (National Command Authority) и т.д.

Это явно свидетельствует о недоверии военных к МВР в период до 11 сентября 2001 года и делает крайне маловероятным передачу МВР контроля над кодами доступа и идентификации.

Скорее всего, контроль за выработкой, обновлением и уничтожением кодов осуществляет армейская разведка Пакистана, полностью подконтрольная пакистанским военным, в руках которых находится весь ядерный арсенал страны.

Неизвестно, как часто обновляются коды и как именно они распределяются по всей цепочке командования в Пакистане. Оперативные требования к системе безопасности ядерного оружия очень высоки, и, учитывая слабую техническую базу Пакистана, в период кризиса она может дать сбой или привести к выдаче несанкционированных команд на применение ядерного оружия.

О секретности и мерах по введению противника в заблуждение. Ключевые аспекты пакистанской ядерной программы держатся в строгой тайне.

Несмотря на то, что в открытой печати публикуется много сведений о характере ядерной программы Пакистана, и, конечно, ещё больше известно спецслужбам США и других стран, тем не менее, ключевые факты остаются неясными: точная структура командования ядерными силами в случае военного кризиса (например, угрозы войны с Индией), многие процедуры контроля за ядерным оружием, точное расположение некоторых складов с ядерными компонентами взрывных устройств и детонаторами, расположение мест сборки ядерных устройств в угрожаемый период (в мирное время ядерные компоненты и детонаторы хранятся раздельно).

Также неизвестны данные кадровой работы в спецслужбах Пакистана: количество и личности тех, кто был отстранен по программе PPP, причины их отстранения, как часто заменяются коды идентификации и активации.

Пакистан активно применяет методы введения в заблуждение потенциального противника. Известно, что на многих угрожаемых направлениях Пакистан развернул макеты ядерных ракет, чтобы усложнить задачу подсчёта его возможностей по нанесению упреждающего или ответного удара. Вполне возможно, что такая же практика распространена и на сами ядерные устройства, при этом лица, задействованные в их охране, не знают, охраняют ли они реальное ядерное оружие или лишь массо-габаритные макеты.

Использование методов введения противника в заблуждение, однако, не обеспечивает полной безопасности ядерного арсенала: так, например, если отдельные компоненты пакистанской ядерной программы полностью скрыты завесой тайны, информация о других сравнительно легкодоступна.

Если проанализировать нападения террористов на ядерные объекты с 2007 по 2011 год, то хорошо заметно, что нападавшие, каждый раз были прекрасно осведомлены о местоположении реального ядерного оружия, им были известны графики дежурства охраны и маршруты передвижения патрулей.

Безусловно, часть данной информации боевики получают от своей агентуры среди военного и гражданского персонала, задействованного в ядерной программе; другую её часть можно получить по косвенным сведениям.

Необходимость поддержания высокой боеготовности ядерного арсенала на случай возможного обострения войны с Индией, делает невозможным обеспечение полной секретности всего цикла эксплуатации ядерного оружия: постоянная перевозка компонентов ядерных устройств, носителей ядерного оружия, обеспечение непрерывной охраны и другая деятельность выдают расположение соответствующих военных объектов.

Существенным подспорьем в обнаружении мест хранения ядерного оружия и, особенно, его носителей ядерного оружия (в первую очередь, баллистических и крылатых ядерных ракет) являются спутниковые фотографии, доступные как бесплатно (скажем, через службу Google.Maps), так и за небольшую плату (заказ спутниковых фотографий через интернет): сравнивая старые фото NASA, используемые службой Google.Maps и новые фото с коммерческих спутников, можно увидеть изменения объектов инфраструктуры, косвенно свидетельствующие об истинном предназначении того или иного объекта. Со спутниковыми фотографиями и схемами, демонстрирующими изменение ядерной инфраструктуры можно ознакомиться на сайте автора статьи научного сотрудника Игоря Игоревича Хохлова "Электронные карты и спутниковые фотографии".

Так, например, местное расширение дорожного полотна на резких поворотах дороги без увеличения пропускной способности всей трассы может свидетельствовать о том, что данный участок постоянно используется для переводки длинномерных грузов (например, полуприцепов с баллистическими ракетами).

Если при нормальном расширении дорожного полотна она уширяется по всей длине и целью увеличения пропускной способности всей трассы, то при подготовке дороги к проезду тягачей баллистических ядерных ракет в этом нет необходимости. Подробный анализ такого рода примеров см. Scott Sagan. Perils of Nuclear Proliferation in South Asia, Asian Survey, Vol 41(6), 2001, стр. 1064-1086.

Тем не менее, пакистанское руководство считает, что все перечисленные выше меры обеспечивают надёжный контроль командования пакистанских вооруженных сил над своим ядерным арсеналом и защиту от внутренней террористической угрозы (об этом заявил нынешний президент Пакистана Али Задари агентству Рейтерс: Zardari Says Pakistan's Nuclear Weapons are Safe // Reuters, April 27, 2009), от основного соперника - Индии, а также от возможности хищения или уничтожения третьей стороной (т.е. США) в случае развала государственных органов управления или гражданской войны в самом Пакистане.

В последнее время участились информационные утечки из США о том, что Вашингтон разрабатывает планы по обеспечению безопасности пакистанского ядерного арсенала в случае наступления чрезвычайных обстоятельств: US Has Plans to Secure Pakistan's Nuclear Weapons // Daily Times, May 16, 2009.

Стоит полагать, что именно знание того, как в Пакистане организована система безопасного обращения с ядерным оружием, позволила Госсекретарю Кондолизе Райс утверждать сразу после событий 11 сентября 2001 года, что ядерное оружие Пакистана находится в надёжных руках, а генерал Мушарраф выступал с многократными заверениями в том, что ядерное оружие недоступно ни террористическим, ни экстремистским группам, предупреждая возможные планы США (а, возможно, и Индии или Израиля), о нанесении превентивных ударов по ядерным объектам или по захвату их силам спецподразделений.

Нет никаких сомнений, что пакистанские вооруженные силы окажут сопротивление любым попыткам США обезопасить пакистанское ядерное оружие против его воли - достаточно вспомнить, что пакистанские военные без колебания открыли огонь по американским военнослужащим, когда те вторглись в пакистанский Пуштунистан 12 сентября 2008 года: Shots Fired in US-Pakistan Clash // BBC, September 25, 2008. Не так давно автор этой статьи - политолог Игорь Хохлов - давал интервью в "Вестях" на канале "Россия", комментируя неспособность американцев повлиять на пакистанских военных.

Аналогичным образом удары по ядерным объектам Пакистана с воздуха потребуют точных разведывательных данных и создадут угрозу радиоактивного загрязнения больших площадей с высокой плотностью населения. Они также приведут к открытому вооруженному противостоянию с пакистанской армией и, возможно, другими исламскими странами.

Несмотря на столь отработанную схему обеспечения безопасности ядерного оружия, в ней есть немало слабых мест, которые в среднесрочной перспективе могут привести к утечке ядерных технологий, материалов и, возможно, отдельных компонентов ядерных устройств.

Режим ядерной безопасности в Пакистане

Основы нынешнего режима ядерной безопасности в Пакистане были заложены сразу после прихода генерала Первеза Мушараффа в 1999 году: уже 2 февраля 2000 года было создано NCA (National Command Authority) с целью формирования единой политики в отношении всего ядерного арсенала и все организаций стратегического значения.

В состав NCA вошли ECC (Employment Control Committee), DCC (Development Control Committee) и SPD (Strategic Plans Division), выполняющее функции секретариата. В задачи SPD входит контроль и управление всем тактическим и стратегическим ядерным арсеналом Пакистана.

Таким образом, в настоящее время командная структура ядерных сил Пакистана состоит из NCA, SPD и Командования стратегическими силами. Возглавляет NCA Президент Пакистана, а вопросами кадровой политики занимается премьер-министр, который помимо этого также еще контролирует размещение ядерного оружия и его носителей и отвечает за его развертывание в случае начала военных действий.

В состав SPD входят управления, осуществляющие стратегическое и оперативное планирование, проверку, набор и ротацию персонала, обеспечение безопасности ядерных объектов Пакистана, также некоторые другие функции. Одной из основных задач SPD является проведение ответственной кадровой политики.

Программа индивидуальной надёжности персонала PRP (Personnel Reliability Program), скопированная с аналогичной американской программы, призвана обеспечивать индивидуальный контроль за каждым гражданским и военным сотрудником, допущенным к работе с ядерным оружием, его компонентами или средствами доставки. Эта программа, в первую очередь, призвана лишить исламских террористов, боевиков Талибана и Аль-Каиды доступа к ядерным боеприпасам и материалам.

В 2004 году в Пакистане был разработан и принят "Закон о контроле за экспортом товаров, технологий, материалов и оборудования, относящихся к ядерному и биологическому оружию и средствам их доставки".

В соответствии с этим законом в 2007 году при Министерстве иностранных дел был создан SECDIV (Strategic Export Control Division) для контроля за экспортно-импортными операциями.

В своей деятельности SECDIV может опираться также и на другие законодательные акты, в целом, представляющие собой устойчивую нормативную базу: Закон о контроле экспорта и импорта 1950 года, согласно которому федеральное правительство может налагать запрет на экспорт или импорт отдельных категорий товаров и издавать подзаконные акты, регулирующие экспортно-импортную политику, Инструкции no SRO-782 1998 года о запрещении экспорта делящихся материалов, Законы о ядерной безопасности и радиационной защите от 1984 и 1990 годов, Закон о контроле за экспортом товаров, технологий, материалов и оборудования, относящихся к ядерному и биологическому оружию и средствам его доставки, от 2004 года.

Важной вехой в попытке укреплении контроля за ядерным арсеналом Пакистана стало создание в 2001 году Pakistan Nuclear Regulatory Authority (PNRA), которому были переданы функции Pakistan Nuclear Regulatory Board (PNRB), особенностью которого является полная автономность и доступ к секретным данным, касающимся вопросов обеспечения безопасности как гражданских, так и военных ядерных программ. Strategic Plans Division (SPD) вошло в PNRA в качестве составной части, а Pakistan Atomic Energy Commission (PAEC) было подчинено PNRA.

В обязанности PNRA входят различные функции, включающие: оценку и надзор за ядерной инфраструктурой, контроль обращения с делящимися материалами, анализ угроз радиационного загрязнения, контроль за соблюдением требований текущего законодательства и условий лицензирования при обращении с ядерными материалами, выработку мер по физической защите ядерных объектов и ядерных материалов и контроль за их осуществлением, координацию планов действия в чрезвычайных ситуациях, которые могут возникнуть в обозримом будущем, выработку процедур обращения с ядерным оружием и его компонентами, взаимодействие с МАГАТЭ по обмену данными согласно Базе данных контрабандных материалов (Illicit Trafficking Database - ITDB).

В июле 2006 года в Пакистане стартовал пятилетний "План действий по национальной безопасности" (National Security Action Plan - NSAP), целью которого является укрепление и усиление существующих мер регулирования в направлении дальнейшего укрепления безопасности радиоактивных материалов и объектов.

Принятый двумя месяцами ранее, этот план ориентирован на решение нескольких основных задач: контроль за источниками радиационного загрязнения и оценка уязвимости гражданских и военных объектов; создание Центра подготовки специалистов в сфере ядерной безопасности (Nuclear Safety and Security Training Centre); создание Государственного центра по координации в условиях чрезвычайных ситуаций (National Nuclear Security Emergency Co-ordination Centre); определение и ликвидация бесхозных источников возможного радиологического загрязнения; обеспечение всех аэропортов, портов и пограничных переходов оборудованием для досмотра прибывающих и отбывающих из Пакистана с целью предотвращения контрабанды делящихся материалов.

Согласно "Плану действий по национальной безопасности", контроль за ядерными объектами должен быть усилен за счёт: создания новых контрольных органов, укрепления существующих мер защиты на территории и вокруг соответствующих объектов, более тщательного учёта всех перемещений соответствующих материалов и оборудования, строгих внеплановых проверок во время хранения, перевозки и использования оборудования и материалов, учёта всех материальных средств и тщательного отбора сотрудников.

В 2006 году в Исламабаде был создан Государственный центр по координации в условиях чрезвычайных ситуаций, деятельность которого нацелена на подготовку квалифицированных кадров, способных действовать в чрезвычайных ситуациях, в том числе связанных с ядерным оружием. В рамках центра проводятся учебные курсы, в том числе и с привлечением иностранных специалистов, практические семинары, конференции, штабные учения и т.д., подробно отрабатываются все аспекты ядерной безопасности, пресечения контрабанды, использования новейшего оборудования, физической защиты объектов и устройств.

Существующие процедуры защиты, контроля и учёта ядерных материалов в Пакистане хорошо сбалансированы, достигнуто разумное сочетание мер физической и конструкционной защиты. Меры физической защиты ядерных объектов, устройств и материалов представляют собой многоуровневую систему с различными степенями доступа и управления.

Вопросы защиты и учёта делящихся материалов в Пакистане относятся к компетенции Директората радиационной безопасности (The Radiation Safety Directorate - RSD). Процедуры такого контроля аналогичны применяемым в других странах, обладающих ядерными материалами, и соответствуют лучшим международным стандартам. Также в рамках RSD в круглосуточном режиме действует National Radiation Emergency Coordination Center (NRECC), в функции которого входят отслеживание возможных чрезвычайных ситуаций, и реакция на них в режиме реального времени.

Также для обеспечения ядерной безопасности был основан Директорат по ядерной безопасности (Nuclear Security Directorate - NSD), в функции которого входит контроль за оборотом делящихся материалов в ядерной энергетике, лицензирование всех работ по совершенствованию существующих ядерных станций, инспекции ядерных объектов и их продление лицензий, инспекции и лицензирование предприятий ядерного цикла (обогатительных и др.), выработка мер и процедур безопасного обращения с ядерными материалами, обмен информацией с PNRA и др.

Также в Исламабаде действует Nuclear Security Emergency Coordination Center (NuSECC), который входит в структуру PNRA и функционирует круглосуточно. NuSECC является частью National Radiological Emergency Coordination Centre (NRECC) и в его задачи входит координация действий в случае любых чрезвычайных ситуаций с радиологическими материалами.

NuSECC также в режиме реального времени поддерживает связь с местными управлениями, контрольным органами, подвижными лабораториями, таможенными службами и местными органами власти для того, чтобы иметь возможность быстро и гибко реагировать на возникающие нештатные ситуации при перемещении радиоактивных материалов.

PNRA активно сотрудничает с таможенными и пограничными органами в деле пресечения незаконного перемещения делящихся материалов. В рамках этих мер на всех пунктах въезда в страну установлено оборудование, способное определять ядерные и радиоактивные материалы и эффективно пресекать попытки контрабанды.

Международные эксперты высоко оценивают уровень безопасности ядерных объектов, ставя Пакистан в один ряд с ведущими ядерными державами. В 2007 году в рамках исследовательского центра Henry L. Stimson Center известный пакистанский исследователь Mohammad Saleem Zafar проанализировал основные риски, связанные с проникновением злоумышленников на гражданские ядерные объекты: саботаж, диверсия, похищение, теракт, и пришел к выводу о том, что уровень их защиты соответствует самым высоким международным стандартам.

Вероятность совершения теракта с применением ядерного оружия или его компонентов, похищенных с гражданских объектов Пакистана, рассматривается им как "крайне низкая" (см. Mohammad Saleem Zafar. Vulnerability of Research Reactors to Terrorist Attack. Henry L. Stimson Center, Washington DC, April 2008).

В 2007 году в центре Henry L. Stimson Center также было проведено исследование под руководством Abdul Mannan, директора Division of Radiation, Transport and Waste Safety (NSRW). Несмотря на то, по их мнению, вероятность ядерного терроризма в Пакистане чрезвычайном мала, тем не менее, был проведен сравнительный анализ угроз ядерного терроризма и возможных последствий теракта до событий 11 сентября 2001 года и после.

Был разработан сценарий похищения партии радиоактивных материалов на различных этапах транспортировки в городах Карачи и Лахор. Возможные последствия были смоделированы с использованием компьютерного симулятора HPAC (Hazard Prediction and Assessment Capability). Также были рассмотрены ответные меры властей Пакистана в подобной ситуации и меры по ликвидации последствий теракта.

В итоге моделирования было определено, что системы контроля, безопасности и управления ядерными объектами, производственной транспортной инфраструктурой являются достаточными для сдерживания террористической угрозы: существующая система безопасности позволяет либо отразить нападение террористов, либо заставить их отказаться от нападения; существующие меры также способны выявить подготовку теракта на ранних стадиях.

Также было установлено, что в условиях Пакистана изготовление "грязной бомбы" (Radiological Dispersion Device - RDD) или похищение действующего ядерного боеприпаса не является приоритетным для большинства террористических организаций (Abdul Manan, Preventing Nuclear Terrorism in Pakistan: Sabotage of a Spent Fuel Cask or a Commercial Irradiation Source in Transport, in Henry Sokolski ed. Pakistan's Nuclear Future: Worries beyond War, Washington DC, January 2008.)

Годом ранее, в 2006 году под руководством Zafar Ali в Центре Стимсона было проведено аналогичное исследование, в ходе которого исследователи пришли к схожим выводам. Итоги моделирования были подробно изложены в публикации руководителя проекта "Pakistan's nuclear assets and threats of terrorism: How grave is the danger?" годом позже (Zafar Ali, Pakistan's nuclear assets and threats of terrorism: How grave is the danger? // Stimson Center, July 2007).

В ходе исследования было выявлено, что существующие в Пакистане механизмы безопасности, всегда включающие несколько контуров охраны, наряду с системой командования и персональной ответственности как лиц, принимающих решения, так и непосредственных исполнителей, исключают любую возможность несанкционированного или случайного применения ядерного оружия.

Доступ, как к ядерным боеприпасам, так и к средствам их доставки, может быть осуществлен только группой лиц: для того, чтобы попасть на любой объект, требуется преодолеть несколько контуров безопасности, а для совершения любой операции требуется, как минимум, два или три человека.

Также в Пакистане были приняты меры по улучшению безопасности ядерных материалов согласно резолюции Совета безопасности ООН 1540 (UNSCR 1540) в целях исключения любой возможности хищения или саботажа в ходе транспортировки ядерных материалов: транспортировка осуществляется в бронированных контейнерах и только под вооружённой охраной; и хотя сохраняются определённые опасения относительно процесса перевозки ядерных материалов, в настоящее время проводятся работы по дальнейшему совершенствованию всех процедур и техническому перевооружению.

Важную роль играет международное сотрудничество Пакистана с международным сообщество в деле обеспечения ядерной безопасности. Пакистан активно сотрудничает с международными организациями в рамках Конвенции о защите ядерного материала 1980 года, Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1997 года (отдельные положения этой конвенции касаются средств доставки, общих для всего ОМП), Конвенции о ядерной безопасности 1994 года, Резолюции Совета безопасности ООН 1540 от 2004 года и Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников МАГАТЭ.

Также между ФБР и PNRA был подписан Меморандум о взаимопонимании, целью которого является развитие сотрудничества и организация взаимопомощи в вопросах борьбы с контрабандой радиоактивных и ядерных материалов. Меморандум подтверждает твёрдое намерение пакистанских властей вести борьбу с ядерным терроризмом, в частности с терроризмом со стороны афганского и пакистанского движения Талибан, который стал общей угрозой для всех стран мира.

Таким образом, если рассматривать вопрос с формальной точки зрения, в период с 1998 года, когда Пакистан открыто заявил о наличии ядерной программы, и по настоящее время, страна прошла огромный путь в деле обеспечения безопасности своего арсенала и всей связанной с его созданием инфраструктуры (Ejaz Haider, Think goes into the tank // Daily Times, November 21, 2007.).

Достигнуты основные поставленные задачи: высокая оперативная готовность, создана чёткая структура командования "сверху-вниз" с персональной ответственностью каждого сотрудника, практически исключены несчастные случаи и аварии в обращении с готовыми ядерными устройствами, построена многоуровневая система защиты от широкого спектра угроз, усилен контроль за возможными утечками технологий и материалов, налажен процесс диалога с Индией. Эти положительные сдвиги были отмечены экспертами, как в самом Пакистане, так и за рубежом. (см. Ejaz Haider, The babble about loose nukes // Daily Times, November 12, 2007).

Обеспокоенность международного сообщества в значительной степени унаследована из 1970-х-1990-х годов, когда в Пакистане, потерпевшем поражение в войне 1971 года и потерявшем половину своей территории и населения при образовании независимого государства Бангладеш, была в срочном порядке запущена ядерная программа.

Сжатые сроки, секретность, опасения саботажа со стороны Индии, необходимость обеспечения высокой операционной готовности, низкий уровень террористической угрозы в тот период неизбежно приводили к тому, что приоритет отдавался темпам производства и лёгкости применения ядерного оружия в ущерб безопасности.

Однако после того, как Исламабад открыто заявил о наличии в его арсенале атомного оружия и его эффективных носителей, значительные усилия были предприняты для обеспечения ядерной безопасности, и в настоящее время проблема в значительной степени утратила свою остроту (Rabia Akhtar. Controlling Pakistan's Nukes // The News International, November 29, 2007.).

Таким образом, по мнению пакистанских и международных экспертов, рассуждения о возможных угрозах ядерным объектам и арсеналу со стороны террористических групп, в частности афганских талибов, являются спекулятивными и не типичными для Пакистана (Khalid Banuri and Adil Sultan. Managing and Securing the Bomb // Daily Times, May 30, 2008.), так как их степень и характер не отличаются существенно от других стран, имеющих запасы оружия массового уничтожения (Peter Wanacott. Inside Pakistan's Drive to Guard Its А-Bomb // Wall Street Journal, November 29, 2007).

В сложившейся ситуации любые враждебные действия в отношении Пакистана приведут лишь к изоляции страны и к возможному свёртыванию сотрудничества с мировым сообществом (Gen. Kiyani rejects world fears about Pak's nukes // Daily Times, January 26, 2008.) в таких важных вопросах, как ядерное нераспространение, борьба с терроризмом и утечкой ядерных материалов. Это также существенно затруднит мониторинг ситуации внутри Пакистана и нарушит установившийся процесс диалога с Индией.

Учитывая готовность Исламабада сотрудничать с международным сообществом в рамках международных организаций (Seymour Hersh. Watching the Warheads // New Yorker Magazine, November 5, 2001.), участие Пакистана во всех международных конвенциях и соглашениях, регламентирующих оборот делящихся материалов (David.E.Sanger. So, what about those Nukes? // New York Times, November 11, 2007.), хорошие показатели безопасности в обращении с ядерными материалами согласно докладам МАГАТЭ и зарубежных экспертов, присоединение к Глобальной инициативе по борьбе с ядерным терроризмом (GICNT - Global Initiative to Combat Nuclear Terrorism), а также отсутствие непосредственной угрозы накопленному арсеналу или существующим объектам инфраструктуры (Thomas.E.Ricks. Calculating the risks in Pakistan // Washington Post, December 2, 2007.), единственной разумной стратегией в отношении Пакистана является дальнейшее развитие сотрудничества (Senator Biden Legislation to counter a terrorist nuclear attack passes Senate, // All American Patriots, December 17, 2007.), обмен опытом и снижение напряженности в отношениях с Индией (Frederick Kagan and Michael O'Hnalon. Pakistan's Collapse, Our problem, // New York Times, November 18, 2007.).

Ключевые слова: Нераспространение, ЯОК, Азия, Пакистан, Мнения


Другие новости:

"Росэнергоатом" готов кредитовать Балтийский завод для достройки плавучей АЭС - Росатом

Мы не можем зачесть и списать эти убытки, поэтому "Росэнергоатом" готов кредитовать Балтийский завод.

Компании "Атомкомплексприбор" исполнилось 20 лет

С компанией связаны первые достижения украинского приборостроения в области гамма- и бета-спектроскопии.

Заливка бетона на третьем энергоблоке Тяньваньской АЭС начнется в декабре 2012 года

Разработка проектной документации ведется в соответствии с контрактным графиком.

Герой дня

Александр Бычков

Александр Бычков: МАГАТЭ может встать над любым спором

Давайте рассуждать прямо. Сил у самого агентства не так много. Мы слышим со всех сторон - агентство должно то, должно это… А вы посмотрите, сколько у нас людей.



ИНТЕРВЬЮ

Пэрриш Стейплз

Пэрриш Стейплз
Нет, и это один из основных аспектов нашей программы. Мы осуществляем конвертацию исследовательских реакторов таким образом, чтобы они сохраняли свои характеристики после перехода на НОУ-топливо.


МНЕНИЕ

Пражский телеграф

Пражский телеграф
Если выбор будет сделан в пользу истребителей, то в тендере на достройку АЭС "Темелин" американцы могут отступить на заготовленные позиции и обеспечить своим соперникам пиррову победу.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100