Евгений Романов: о ситуации на Калининской АЭС Блог Е.В.Романова, ОПУБЛИКОВАНО 27.06.2012
Полный текст комментария находится в блоге Е.В.Романова по адресу http://blogi.rosenergoatom.ru/romanov/o-situacii-na-kalininskoj-aes/#more-419. Не могу не отреагировать на информацию, активно распространяемую в интернете по мотивам неприятного инцидента на Калининской АЭС. Напомню, что 14 июня, днём в машинном зале первой очереди КлнАЭС, на ремонтной площадке, в результате соскальзывания с траверсы укрупнённого модуля конденсатора турбогенератора весом около 108 тонн, произошло его падение с высоты четырёх метров. Итог падения: много грохота, модуль повреждён, поверхность ремонтной площадки машзала на отметке "0" также повреждена. Но при этом повреждений технологических систем и оборудования не было. Оборудование машзала как работало, так и работает, энергоблоки находятся в работе, изменений в режиме несения нагрузки не было. Работает комиссия по установлению виновных в инциденте. Каково же было моё удивление, когда сегодня обнаружил в интернете описание "несостоявшегося апокалипсиса" на Калининской станции, и что только "Божий промысел" (цитата) предотвратил "ядерный взрыв" и спас Москву и Санкт-Петербург от неминуемой эвакуации. В основе этой версии - предположение, согласно которому блок весом в 108 тонн (!) должны были краном переносить аккурат НАД работающей турбиной. И, мол, если бы в этом случае блок упал на турбину, то неминуемо в результате разрушения защитного корпуса ротор турбины или генератор "полетел бы рикошетом в сторону оболочки реактора" и не факт, что реактор выдержал бы такую экзекуцию. Несколько моментов, на которые я хочу обратить внимание в связи с этой ситуацией. 1. Главное. Работы по перемещению модуля проводились в пределах ремонтной площадки, расположенной примерно на расстоянии 50 метров от турбины. Станция готовится к летней ремонтной кампании и на площадке концентрируется необходимое оборудование. Кроме того, ни одна транспортная схема, которая существует в проекте производства работ, не предусматривает транспортировку отдельных модулей и вообще каких бы то ни было существенных грузов непосредственно над турбиной. Маршрут, по которому переносятся подобные конструкции, был разработан и согласован с представителями станции, "Турбоатома" (производителя турбины) и других организаций. Подобные расчёты на то и делаются, чтобы в случае подобных и более тяжёлых инцидентов основное оборудование не было повреждено. При любом развитии событий турбина и генератор не могли быть задеты в принципе, а реактор тем более: он вообще территориально находится в другом здании, защищён гермооболочкой из напряжённого железобетона толщиной более метра, между реакторным отделением и машинным залом находятся многочисленные сооружения и конструкции. И все рассуждения о полёте ротора турбины или генератора с попаданием в реактор являются досужими домыслами неспециалистов, которым, видимо, слава голливудских сценаристов покоя не даёт. 2. Теперь о якобы возможном влиянии на центровку ротора турбины. Как я уже упоминал, конструкции, на которых установлена турбина, находятся примерно в 50 метрах от ремонтной площадки. Падение модуля с любой высоты никак не могло привести к каким бы то ни было "гравитационным" воздействиям на турбину. 3. Вообще любая АЭС - это достаточно живучее сооружение, рассчитанное как на внешнее воздействие тяжёлых объектов, так и на весьма внушительные землетрясения силой в 7-8 баллов. Даже при самом фантастическом и гипотетическом сценарии падение 100-тонного груза на корпус турбины - не самое тяжёлое испытание из возможных. Сам корпус рассчитан на то, чтобы выдержать, например, отрыв лопатки ротора - такая ситуация при сверхвысокой скорости вращения и больших физических размерах турбины много хуже. И ещё одно. Многие задаются вопросом - а почему повреждённый модуль до сих пор лежит в машзале? Мол, атомщики в шоке? Отвечаю: но ведь и вы при совершении ДТП не едете в тот же момент в автосервис, а ждёте инспектора для определения виновного. Сейчас на станции работает комиссия с максимально широким представительством, цель которой - определение причин и виновных. Как только комиссия закончит работу - приступим к детальному обследованию модуля на предмет его повреждений и транспортировки. В случившемся нет ничего приятного. Но условия безопасного функционирования станции нарушены не были, все четыре блока находились и находятся в работе. А само это событие по своим характеристикам не попадает даже под требования обязательного уведомления МАГАТЭ и общественности, так как не является существенным для безопасности. Ключевые слова: Безопасность, Россия, Калининская АЭС Другие новости: Литва отложила подписание договора с "Hitachi" по Висагинской АЭС до соглашения с партнёрами Об этом заявил во вторник премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс. Росатом, РусГидро и ФСК возглавили рейтинг инноваций среди компаний с госучастием Рейтинг подготовило агентство "Эксперт РА". Ростовская АЭС: на энергоблоке №3 установлена нижняя часть купола гермооболочки Следующий этап - установка карнизных блоков с последующим бетонированием. |
Герой дня Владимир Сотсков: парогенераторы для ВВЭР и БН Важное отличие этого ПГ заключается в том, что отвод пара из корпуса ПГ производится через один патрубок. Такое изменение конструкции требует выполнить работы по обоснованию сепарационной схемы парогенератора. ИНТЕРВЬЮ
Олег Кочнов МНЕНИЕ
Владимир Мордашев |