![]() |
||
Сан-Онофре - пуски без выгоды AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 14.12.2013 Компания "Southern California Edison" (SCE) после долгого молчания опубликовала в ноябре детальные объяснения, почему она оказалась вынужденной пойти на закрытие блоков №№2-3 АЭС "Сан-Онофре". Три сценария Решение об отказе от возвращения в эксплуатацию блоков №№2-3 американской АЭС "Сан-Онофре" было принято 7 июня 2013 года. Эксплуатирующая организация судится в настоящее время с японской корпорацией "Mitshubishi Heavy Industries", поставившей на станцию дефектные парогенераторы замены. В опубликованных в ноябре подробных пояснениях ЭО говорится, что решению о закрытии блоков предшествовал экономический анализ, в котором рассматривались различные сценарии. В расчётах затрат принимались во внимание такие позиции как расходы на эксплуатацию блоков, стоимость закупки электроэнергии на стороне на время простоя, цена поддержания блоков в готовности к пуску и в безопасном состоянии после закрытия, амортизация стоимости ядерного топлива, влияние закрытия блоков на рыночные цены на электроэнергию и многое другое. SCE не раскрывает пока, каким образом затраты будут распределяться между "Mitsubishi", страховой компанией "Nuclear Electric Insurance Limited", потребителями и акционерами SCE. В анализе были приняты три основных сценария: - закрытие обоих блоков; - работа блока №2 на мощности 70% и закрытие третьего блока; - работа блока №2 на мощности 70% и блока №3 на мощности 60% - хотя данный сценарий вызывал большие вопросы, так как отсутствовала уверенность в способности блока №3 работать хотя бы на 60%. Расчёты затрат производились на период до 2022 года - даты окончания действия текущей лицензии на эксплуатацию блоков АЭС "Сан-Онофре". Для дальнейшей эксплуатации пришлось бы получать одобрение от регуляторов, что ввиду проблем с парогенераторами было бы крайне проблематично. Наконец, в сценариях были заложены также наиболее благоприятные даты повторного пуска блоков - сентябрь 2013 года для блока №2 и январь 2015 года для блока №3 (то есть, 15 месяцев спустя). Никакой реальной возможности произвести пуски ранее названных дат не наблюдалось. Влияние задержек Общие затраты до 2022 года для трёх сценариев показаны на рисунке ниже. ![]() Легко убедиться, что суммы затрат для всех трёх сценариев не слишком заметно отличаются друг от друга, но всё же есть фаворит. Наименьшими оказались бы затраты в третьем сценарии, то есть, при возвращении к работе на пониженных мощностях обоих блоков - 8,204 миллиардов долларов. Вариант со спасением только одного блока обошёлся бы дороже на 303 миллиона долларов. Самый дорогой (и в конечном итоге выбранный) вариант с закрытием блоков стал дороже варианта с обоими блоками в работе на 595 миллионов долларов. Так почему же эксплуатирующая организация остановилась на самом неоптимальном с точки зрения денег сценарии и закрыла оба блока? Оставив в покое тему о погрешностях экономических расчётов на десятилетие вперёд, можно сосредоточиться на самой главной неопределённости анализа - датах пусков блоков. ![]() Графики выше показывают, с какой скоростью исчезали бы выгоды от повторных пусков блоков в зависимости от времени пусков. Красная линия, достигающая нуля в апреле-мае 2014 года - выгода от повторного пуска блока №2 по сравнению с немедленным закрытием блока. Иными словами, если бы вопрос с пуском блока затянулся бы до апреля или мая 2014 года, то экономического смысла в его пуске уже не стало бы. Особенность красного графика - затяжка по времени с пуском второго блока сопровождается также откладыванием решения по судьбе третьего блока. Фактически, красный график отражал сложившуюся на станции ситуацию - блоки простаивали, а решения не было. Жёлтая линия демонстрирует спад выгоды от пуска блока №2 в зависимости от времени пуска при условии, что в сентябре 2013 года третий блок будет закрыт. Немедленное удаление "раненого" блока с воза дало бы лицам, принимающим решения, ещё примерно полгода на размышления. Для случая жёлтой линии смысл в пуске второго блока терялся бы в ноябре-декабре 2014 года. Наконец, голубая линия показывает спад выгоды от пусков обоих блоков в зависимости от времени пуска второго блока. По сравнению с жёлтой линией, на раздумье добавилась всего пара месяцев. Это неудивительно, если вспомнить о принятом в расчётах предположении, что третий блок пускается спустя 15 месяцев после второго. Причины задержек Таким образом, эксплуатирующая организация сочла время выжидания разрешения на пуск блоков принципиальным для принятия решения параметром. Даже в самом благоприятном для станции варианте, когда разрешение на работу получили бы от регуляторов оба блока, экономический смысл приступать к пуску сохранялся лишь до января или февраля 2015 года. SCE проводила свой анализ в июне 2013 года. Следовательно, в самом лучшем случае компания могла ждать согласия на пуск блоков ещё примерно полтора года. Отношение регуляторов - одна из самых непредсказуемых причин задержки пусков. Выдача разрешения от комиссии по ядерному регулированию (NRC) США сопровождается громоздкой бюрократической процедурой, включающей в себя разнообразные общественные слушания и изучение многочисленных запросов от зелёных организаций. Ориентировочно компания SCE предположила, что второй блок мог бы получить добро от NRC не ранее 2014 года, а возможно, и во второй половине 2014 года. Как видно из приведённых выше графиков, станция в этом случае вплотную подошла бы к точке, когда её с одинаковым денежным результатом можно было бы или закрыть, или вернуть к работе (причём обязательно оба блока!). Но вторая и самая главная причина задержек пусков состояла в ответе на вопрос "А что, собственно, делать с дефектными парогенераторами?". Японский поставщик ПГ предложил на выбор два варианта - ремонт ПГ или полную замену теплообменных трубок. Вариант с ремонтом показался ЭО чрезмерно сырым и слабо проработанным. На его реализацию в лучшем случае ушёл бы год, но риски такого варианта были бы очень высоки. Вариант с полной заменой ТОТ был в декабре 2012 года взят за основу как наиболее оптимальный. Однако детальное изучение вскрыло его недостатки. Прежде всего, готовых трубок пришлось бы ждать очень долго. В документе SCE без дополнительных пояснений (так как проходит арбитраж, и часть информации не может быть опубликована) утверждается, что до полной установки всех трубок прошло бы в лучшем случае пять лет. Кроме того, замена трубок обошлась бы ЭО в круглую сумму. Компания говорит о "сотнях миллионов долларов" за сами трубки и работу по их замене, а также о "сотнях миллионов долларов" за поддержание блоков в состоянии, позволяющем при возможности произвести их повторный пуск. Всего вариант с полной заменой ТОТ стоил бы компании SCE "почти миллиард долларов или даже больше". Таким образом, по итогам выполненного анализа эксплуатирующая организация определила - отсрочки пусков блоков АЭС "Сан-Онофре" прогнозируются такими, что выгода от их возвращения в строй окажется или малой, или вообще отрицательной. Поэтому владельцы станции приняли решение закрыть её в июле 2013 года. Ключевые слова: Парогенераторы, Экономика, США, АЭС Сан-Онофре Другие новости: Мощность первого блока Ленинградской АЭС снижена до 50% Предварительной причиной срабатывания защиты является замыкание на землю сети 20 кВ. БЭХ и "Westinghouse" заключили соглашение по Козлодую-7 Параметры проекта подготовят в течение девяти месяцев. CEZ отложила выбор победителя темелинского тендера до конца 2014 года - газета CEZ допускает, что решение о победителе может быть принято ещё позже. |
Герой дня ![]() Бедржих Гержмански: заявления о том, что мы зависим от российского топлива - бессмыслица Чётко определить, какой безопаснее, не могут даже специалисты. В системе оценки в CEZ работает сто человек. Есть 2000 критериев к проекту. Каждый критерий оценивает группа учёных: выполнен ли он или нет, при этом критерии основаны на требованиях европейских атомных компаний. ИНТЕРВЬЮ
Джерри Хопвуд МНЕНИЕ
Ян Жижка ![]() |