Павел Ерин: НЗХК на форуме NDExpo Центр энергетической экспертизы, ОПУБЛИКОВАНО 21.06.2014 17-19 июня в Санкт-Петербурге прошёл международный форум "Атомная энергия для устойчивого развития - NDExpo". Форум организован государственной корпорацией "Росатом". Основная цель мероприятия - продвижение неядерной продукции дивизионов госкорпорации на российских и зарубежных рынках. В рамках форума прошла выставка, на которой представлены инновации и технологические разработки компаний атомной отрасли, готовые к внедрению. Павел Ерин, специалист, руководитель проекта, отдел продвижения неядерной продукции ОАО "Новосибирский завод химконцентратов": "Неядерное направление Новосибирского завода химконцентратов, который входит в Топливную компанию ТВЭЛ ГК "Росатом", представлено в виде трёх основных направлений. Первое, классическое направление - это традиционное производство лития (металлический литий и его соли). Металлический литий используется в оргсинтезе, непосредственно для производства анодных материалов первичных источников тока, сплавы лития используются в конструкционных материалах, в том числе в авиации. Соли лития могут быть использованы в нефтехимии, оргсинтезе, для получения стекла, керамики, флюсов, лекарственных препаратов. Область применения как самого лития, так и его солей достаточно широка. Второе направление - это производство цеолитных катализаторов для нефтехимии. Новосибирский завод химконцентратов на данный момент производит два типа цеолитных катализаторов и цеолитного порошка, которые могут быть использованы для получения высокооктановых моторных топлив - бензинов марки Аи-95, Аи-98, а также высококачественных дизельных топлив - зимних и арктических сортов. Порошок цеолита используется для получения компонентов бензина. Третье, инновационное направление - производство источников питания на основе накопителей - литий-ионных аккумуляторных батарей. Данное направление предусматривает производство цилиндрических батарей, которые могут быть в различных корпусах в зависимости от назначения, в частности, в виде универсального портативного источника питания, который может быть использован для зарядки сотовых телефонов, фотоаппаратов и любой другой цифровой техники. Мы на выставке представили опытные образцы, но стремимся к тому, что поставить это на серийное производство. Сейчас мы пытаемся понять, какой масштаб спроса, чтобы выстроить проекты по серийному производству. Что касается больших батарей, они могут быть использованы в стационарных источниках тока либо в электротранспорте. У нас есть действующая единица электротранспорта на базе автомобиля ГАЗ-3302. Запас хода у него 240 км, зарядка длится в районе девяти часов, если использовать обычные токи переменного тока, а если внешнюю зарядную станцию - то зарядка может быть сокращена до 20 минут. У нас есть и электробус на базе НефАЗ, у него 180 км запаса хода, вместимость стандартного НефАЗА - 101 человек. Это опытные образцы, но они уже хорошо себя зарекомендовали. "Газель" у нас обслуживает цех производственного обеспечения, при этом её пробег уже составил более девяти тысяч километров за полтора года. Электробус у нас перевозит заводские смены. Последняя наша разработка - Ford, который имеет в своём составе литий-ионную батарею, он используется для внутренних перевозок. Непосредственно на данный момент НЗХК уже поставляет катодный материал для всех типов батарей - и для транспортного исполнения, и для мобильных портативных устройств. Это параллельное ядро нашего бизнеса, а основное ядро - это производство топлива для атомных станций. Традиционное направление - производство лития и его солей существует с 1960-ых годов, мы здесь не новички и определённые компетенции уже наработали. Безусловно, у производства литий-ионных аккумуляторов есть будущее, они уже завоевали рынок всех мобильных устройств. Да, на данный момент литий-ионные аккумуляторы дороже, чем свинцово-кислотные, но окупаемость достигается за счёт большего количества циклов: если у стандартных свинцово-кислотных количество циклов не превышает 2500, то у литий-ионных аккумуляторных батарей - не менее 3000, а то и 5000 циклов. Соответственно, это малое энергопотребление. Если говорить о применении в электротранспорте, то помимо очевидного экологического аспекта здесь есть также снижение эксплуатационных затрат. Бензин, к примеру, для "Газели" обходился бы в три раза дороже, чем мы тратим на электроэнергию. Безусловно, неэнергетические направления в атомной отрасли необходимо развивать. Ведь Росатом помимо того, что производит энергию, занимается ещё и решением проблем хранения энергии, в том числе на базе таких аккумуляторов, которые производим мы". Ключевые слова: Выставки и конференции, Мнения Другие новости: БН-800 готовят к выходу на минимальный уровень мощности Выход реактора на МКУ ожидается в течение ближайших недель, энергопуск блока - через несколько месяцев. Коммунисты ЧР требуют отмены запрета на поставку оборудования на АЭС Бушер Запрет на бушерские поставки был введён в Чешской Республике в 2000 году. Начиная с 2016 года, все АЭС Украины должны обеспечиваться только топливом, производимым по российским технологиям. |
Герой дня Валерий Дроздов: мы дети победителей Принимая во внимание изложенное, а также учитывая тот факт, что я принадлежу к когорте людей, которых называют "дети победителей" (мои родители - участники Великой Отечественной войны, папа - кадровый офицер Советской Армии, мама - доброволец), могу признаться - меня распирает чувство гордости за свою Родину и за советский народ. ИНТЕРВЬЮ
Александр Бычков МНЕНИЕ
Вячеслав Соловьёв |