AtomInfo.Ru


ГЦН AP-1000 - очередные проблемы

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 05.09.2015

Финальные испытания ГЦН для блоков китайской АЭС "Sanmen" с реакторами AP-1000 завершились не так удачно, как хотелось бы производителям. В лопатках рабочих колёс насосов были обнаружены трещины.

Трещины и комментарии

Согласно информации, появившейся в китайских СМИ со ссылкой на представителей компании SPI, по итогам испытаний были обнаружены "небольшие трещины" в лопатках рабочих колёс (impeller blades).

Испытания ГЦН завершились в мае 2015 года, и в компании "Westinghouse" поспешили признать технические проблемы с насосами решёнными.

В компании-производителе ГЦН "Curtiss Wright" были сделаны ещё более оптимистические заявления. Так, на встрече с инвесторами 30 июля 2015 года президент компании Дэвид Адамс назвал результаты испытаний "превосходными".

"Мы очень счастливы. Мы обосновали наши изменения в проекте... Уплотняющий элемент (thrust runner), подшипник и так далее. Общей задачей было... доказать, что мы получили насос со сроком службы 60 лет", - заявил Адамс.

В то же время он признал, что компания занимается "небольшой настройкой" (some tweaks) насосов, "продолжает продвигаться" (continue to make progress) и "работает сейчас с нашим заказчиком и китайцами" над оценкой результатов испытаний ГЦН.

Столь осторожные высказывания топ-менеджера на встрече с инвесторами обратили на себя внимание отраслевых обозревателей.

По словам одного из них, Рода Адамса, выражения вида "работаем с нашим заказчиком" и "ожидаем начать поставки" при общении с инвесторами есть "предложения, дающие понять, что работа не просто не закончена, но и в какой-то мере остаётся неопределённой".

По словам главы "Curtiss Wright", компания "ожидает начать поставки" насосов в Китай "во второй половине III квартала". Между тем, ранее предполагалось, что ГЦНы будут отгружены в КНР в июне 2015 года.

Журналисты NIW, обратившиеся в компанию "Westinghouse", получили ответ: "Компания не комментирует конфиденциальные проекты или коммерческие аспекты". Хотя в прошлом "Westinghouse" весьма охотно делился информацией с прессой о технических проблемах с ГЦН для AP-1000.

Рабочие проблемы и громкие заявления

По сведениям, которыми располагает NIW, перед планировавшейся в конце июня отправкой насосов в Китай в ходе инспекции в лопатках были обнаружены "10-12 мм трещины". Более детальной информации о случившемся в прессу пока не просочилось.

Представители SPI в комментариях для китайской прессы охарактеризовали проблему как "незначительную", в отличие от предыдущих неприятностей с ГЦН.

В компании "Curtiss Wright" от комментариев отказываются и утверждают, что "ничего не изменилось" по сравнению с теми заявлениями, что руководство компании сделало 30 июля.

ГЦН - один из немногих по-настоящему революционных узлов в проекте AP-1000. Это флотские насосы, и опыта их применения в реакторах большой мощности до сих пор не было.

В 2009 году во время испытаний у насосов, изготовленных для АЭС "Sanmen", разрушились подшипники и получили повреждения вольфрамовые части маховиков, а в 2011 году произошёл перегрев насоса.

В январе 2013 года от лопатки рабочего колеса отвалился кусок размером 3×2,5 дюйма. В конце 2013 года испытания выявили, что за проектный срок службы уплотняющие элементы подвергнутся "чрезмерному износу".

На самом деле, происходящее вокруг многострадальных насосов можно было бы смело отнести к рабочим проблемам - в конце концов, "запчасти" теряет не только американская продукция.

Но китайцев предельно раздражает несоответствие реального качества насосов и заявленного в проекте отсутствия необходимости ремонта и обслуживания ГЦН в течение 60-летнего срока службы.

После разбора инцидентов в конструкцию ГЦН вносились изменения. Завершившиеся в мае 2015 года испытания варианта насоса, считающегося окончательным, должны были подтвердить правильность изменений, работоспособность насоса и его соответствие спецификациям.

Теперь после обнаружения трещин в лопатках неясно, какой вывод по итогам испытаний будет сделан.

Сроки

Между тем, сроки пуска блока №1 АЭС "Sanmen", который должен стать первым китайским блоком с AP-1000, продолжают сдвигаться.

Так, в начале июня появились сообщения о том, что сдача в коммерческую эксплуатацию может быть сдвинута на 2017 год, хотя в компании SNPTC, на тот момент ещё не вошедшей в состав SPI, предпочитали говорить о "30-месячном отставании" от графика.

Не совсем понятно, какой именно график имеется в виду. Если говорить о графике, на который ссылались китайские источники в начале года, то в августе должна была закончиться подготовка к загрузке топлива - чего явно не произошло.

Президент "Westinghouse" Дэнни Родерик в мае называл следующий ориентир - в декабре должна начаться холодная обкатка блока (или, как минимум, должны быть выполнены все подготовительные мероприятия для неё). В этом случае коммерческая эксплуатация блока могла бы начаться в середине 2016 года.

Но насколько реально выйти на обкатку в декабре, если ГЦНы всё ещё находятся в Америке и с ними занимаются "небольшой настройкой"?

Родерик утверждает, что можно будет быстро переместить через транспортный шлюз и смонтировать насосы после того, как их привезут на площадку. Вполне возможно, что так оно и случится - но для этого насосы сначала нужно привезти в Китай, а до этого убедиться в отсутствии претензий к насосам у китайской стороны.

Ключевой вопрос сейчас - насколько твёрдой окажется позиция китайцев из SPI. Ведь любые новые задержки с пуском "Sanmen-1" играют сейчас на руку конкурирующему с AP-1000 проекту "Китайского дракона".

Ключевые слова: Безопасность, AP-1000, Вестингауз, Китай, Статьи


Другие новости:

Козлодуй-6 остановлен на ППР и для замены статора ТГ

В августе статор поменяли на Балаковской АЭС.

Директор Пакша отправлен в отставку

На его место придёт германский менеджер.

Иран и Китай провели переговоры о сотрудничестве

Китай может построить в Иране несколько ACP-100.

Герой дня

НИКИЭТ - управляющие системы

НИКИЭТ - управляющие системы

Уинстону Черчиллю приписывают следующее изречение: "За безопасность надо платить, а за отсутствие безопасности - расплачиваться". Более того, нужно ещё чётко понимать, что подразумевается под понятием безопасность.



ИНТЕРВЬЮ

Игорь Жемков

Игорь Жемков
В те времена программы внутри отрасли не продавали, а давали безвозмездно, то есть даром. Ещё и помогали с ними разбираться и осваивать. Я приехал в ФЭИ к Анатолию Степановичу Серёгину, который разрабатывал TRIGEX. Приняли меня добросердечно, всё показали и рассказали.


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
Компания "Holtec" поменяла расположение парогенераторов в своём проекте атомной станции малой мощности SMR-160, вернувшись к традиционной для западных реакторов вертикальной компоновке.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100