![]() |
||
Саванна - атомоход по-американски Владимир Рычин, AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 27.03.2016 Атомоход "Саванна" - одно из немногих когда-либо построенных в мире торговых судов с ядерной силовой установкой. Кроме американского атомохода, к числу таковых можно отнести лишь отечественный "Севморпуть" и германский "Отто Ган". Японское судно "Муцу" было построено, но не совершило ни одного коммерческого рейса. Американский первенец Впервые о том, что Соединённые Штаты построят атомное торговое судно, объявил президент Дуайт Эйзенхауэр 25 апреля 1955 года. На такой проект требовалось парламентское согласие - оно было получено спустя год с небольшим, 30 июня 1956 года. Обсуждение вопроса затянулось столь долго из-за конфликта атомщиков и моряков, боровшихся за главенство. Проект судна был разработан нью-йоркской компанией "George G. Sharp, Inc.". За реакторную установку отвечала компания B&W. Водоизмещение "Саванны" составило почти 13,6 тысяч тонн. Эксплуатационная скорость хода - 21 узел, максимальная скорость - 24 узла. Судно обслуживал один реактор мощностью 74 МВт, с которым были связаны две турбины. Экипаж судна - 124 человека, из них 25 офицеров. Максимальное число пассажиров - 60, причём разделение их на классы не предусматривалось. Судно было спущено на воду 21 июля 1959 года и получило имя "Саванна" в честь первого в истории парохода, пересёкшего Атлантический океан. Первый выход реактора на критику состоялся 21 декабря 1961 года. Атомоход "Саванна" ![]() Имиджевый проект Перед атомоходом "Саванна" не ставилась задача коммерческой целесообразности. Как теперь сказали бы, он являлся имиджевым проектом. Эйзенхауэр видел "Саванну" совершающей путешествия по миру и демонстрирующей возможности мирного, а не военного атома. Адмирал Риковер и его коллеги по военной атомной морской программе США сразу после речи президента дали понять - в стране отсутствует реакторная технология, пригодная для создания коммерческого флота атомоходов. Но если речь идёт всего лишь о демонстрации, то военные атомщики были готовы адаптировать для "Саванны" реакторную установку АПЛ "Наутилус". Предложение военных не устроило Эйзенхауэра по нескольким причинам. Использование лодочного реактора шло вразрез с идеологией "мирного атомохода" и усилило бы позиции военных в атомной бюрократической иерархии США. Между тем, на президента давили бонзы торгового флота, проигрывавшие конкуренцию в морских перевозках иностранным компаниям и видевшие в атомоходах спасение для своего бизнеса. Риковер был категоричен - эксплуатация атомохода с лодочным реактором окажется безумно дорогой, и это окончательно решило дело в пользу создания для "Саванны" оригинальной реакторной установки. Немало копий было сломано и при выборе типа судна. Технические эксперты морского ведомства предлагали построить большой контейнеровоз или танкер, в этом случае можно было надеяться получить не слишком убыточное судно. Политики придерживались иного мнения. Они полагали, что имиджевый атомоход будет заходить в порты по всему миру, включая малые порты. Соответственно, он должен быть небольшим и, желательно, не грузовым, а пассажирским. Но расходы на эксплуатацию атомного пассажирского лайнера непременно взметнулись бы в небеса. Итогом споров вышел компромисс. "Саванну" спроектировали как относительно небольшое грузо-пассажирское судно. Как впоследствии прокомментировал один из американских морских чиновников того времени, тем самым проектанты обрекли "Саванну" на недолгую жизнь. Реактор "Саванны" В качестве реакторной технологии для "Саванны" была выбрана технология PWR. В первом контуре можно видеть реактор и две петли. В составе каждой из петель присутствуют парогенератор и два ГЦН. Температура пара, приходящего на турбины - 475°F, или около 246°C. Двухпетлевая компоновка РУ была выбрана из-за её большей гибкости при отводе остаточного энерговыделения с остановленного реактора. Изолировать реактор от петель возможно с помощью задвижек с электроприводом. Компоновка реакторной установки атомохода "Саванна". ![]() Кипение в первом контуре не допускается, и в порядке предупредительной меры температура воды в контуре поддерживалась примерно на 100°C ниже точки насыщения. Особенностью судовой установки является тот факт, что турбины могут требовать различного расхода пара в зависимости от оперативных потребностей судна. Для увеличенного расхода пара во втором контуре необходимо снимать больше тепла с первого контура, в результате давление в реакторе будет снижаться и станет возможным подкипание с различными негативными эффектами, включая повреждение твэлов. Чтобы не допустить этого, конструктора из B&W ввели в проект компенсатор объёма. Находившаяся в нём порция теплоносителя догревалась электронагревателями до температуры насыщения, что приводило к формированию над ней паровой подушки (при необходимости, пар можно было стравливать через клапаны в верхней части компенсатора). Компенсатор объёма РУ атомохода "Саванна". ![]() Цилиндрический корпус реактора имеет диаметр 9 футов (2,75 м) и высоту 26,5 футов (более 8 м). Материал корпуса - высокоуглеродистая сталь. Толщина стенки - 6 дюймов (15,2 см), внутри имеется наплавка из нержавеющей стали 304 толщиной четверть дюйма (0,6 см). Входные патрубки теплоносителя расположены в нижней части корпуса, выходные - в верхней. Сверху корпус накрыт крышкой, снимаемой при перегрузках топлива. Входная температура теплоносителя - 495°F, выходная - 520°F (соответственно, 257°C и 271°C).. Подогрев всего на 14°C - консервативное решение в запас безопасности. Движение теплоносителя внутри корпуса реактора разбито на три участка. На первом участке он поднимается в пространстве между стенкой корпуса и корзиной и доходит практически до уровня выходных патрубков. На втором участке теплоноситель заходит в активную зону и опускается вниз, проходя через периферийные кассеты. Третий, заключительный участок - подъём через центр активной зоны и выход из корпуса через выходные патрубки. Такое решение позволило улучшить теплосъём и снизить вдвое расход теплоносителя по сравнению с однопроходным вариантом. Но оно же добавило сложностей в конструкцию ВКУ, а увеличенное время нахождения теплоносителя внутри корпуса привело к его повышенной активности. Активная зона набрана из 32 кассет. Теплоноситель на втором участке проходит через 16 периферийных кассет, на третьем участке - через 16 центральных. В каждой кассете по 164 твэла. Конструкционный материал кассеты (включая оболочки твэлов!) - нержавеющая сталь 304. Обогащение по урану - до 5%, общая масса урана-235 в активной зоне - 330 кг. Избыточная реактивность в начале кампании составляет 18,5%. Для её компенсации применяются стержни СУЗ (15%) и выгорающие поглотители (3,5%). Одним из первостепенных требований со стороны моряков к проекту атомохода было обеспечение возврата судна в порт в случае отказа реакторной установки. Если на реакторе произошёл серьёзный инцидент, то от экипажа требовалось перевести его в состояние безопасного останова, обеспечить отвод остаточного энерговыделения с помощью двух дизель-генераторов, а затем вернуться в порт на скорости 6 узлов с помощью электродвигателя, работающего от дизелей. Корпус реактора атомохода "Саванна". ![]() Активная зона реактора атомохода "Саванна". ![]() Кассета реактора атомохода "Саванна". ![]() Конец и перспективы Срок службы атомохода "Саванна" оказался небольшим. После демонстрационных походов в 1962-1964 годах судно получило эксплуатационную лицензию и на протяжении пяти лет выполняло так называемые экспериментальные коммерческие рейсы с перерывом в 1968 году на перегрузку реактора. В 1971 году из реактора было выгружено топливо, а в январе 1972 года судно вывели из эксплуатации. На нём провели дезактивацию, слили теплоноситель и превратили его в музей. Хотя "Саванна" исходно декларировалась имиджевым, а не коммерческим проектом, отказ от дальнейшего строительства в США торговых атомоходов мотивировался, в первую очередь, дороговизной и сложностями эксплуатации "Саванны". Так, экипаж "Саванны" был многочисленнее экипажей близких по параметрам неатомных судов, и для него требовалась специализированная подготовка. Кроме того, приходилось содержать специализированный отдел, в чью задачу входили переговоры с портовыми властями в каждом из портов, куда собиралась зайти "Саванна", а обслуживание атомохода производилось только на специализированной верфи. В целом, эксплуатационные расходы "Саванны" превышали расходы близких по параметрам неатомных судов примерно на 2 миллиона долларов в год. Тем не менее, предложения о возврате к идее атомного торгового флота звучат в США и поныне, хотя, кроме экономики, нужно задуматься ещё и о безопасности. Так, ярый пропонент атомоходов Бенджамин Хаас считает, что реакторы будущих атомоходов должны быть в принципе избавлены от опасности расплавления активной зоны. На современных легководных технологиях достичь этого нельзя - значит, требуются новых технологии, в качестве которых он видит ЖСР или ВТГР. Ключевые слова: Атомоходы, История, США, Статьи, Владимир Рычин Другие новости: Министр энергетики Казахстана освобождён от должности Соответствующее заявление опубликовано на сайте президента страны. Венгрия не будет использовать кредит РФ на строительство АЭС "Пакш-2" до решения Еврокомиссии - СМИ Об этом сообщает портал "Portfolio" со ссылкой на представителя департамента премьер-министра Венгрии Яноша Лазара. "Uranium One" подвёл итоги 2015 года Общий объём производства урана составил 4794 тонны закиси-окиси. |
Герой дня ![]() Олег Грудзевич: ускоритель на все руки То, чем мы в реальности занимаемся по данному направлению, я бы назвал отбраковкой. Если материал не стоит при облучении тяжёлыми ионами, значит, он точно не будет стоять и под нейтронами. ИНТЕРВЬЮ
Вадим Беркович МНЕНИЕ
Владимир Рычин ![]() |