Вадим Беркович: головные блоки AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 17.10.2016 На вопросы электронного издания AtomInfo.Ru отвечает заместитель генерального конструктора, начальник отделения по авторскому надзору и сопровождению эксплуатации ОКБ "ГИДРОПРЕСС" Вадим БЕРКОВИЧ. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО Вадим Беркович, фото ОКБ ГИДРОПРЕСС Шестой нововоронежский Вадим Яковлевич, шестой блок Нововоронежской АЭС в конце сентября был впервые выведен на 75%. Это первый в мире реактор поколения III+. Что означает эта формулировка? Это реактор третьего поколения, но с улучшенными характеристиками - экономическими, безопасностными. Для серийных энергоблоков будут также улучшены характеристики с точки зрения сроков сооружения. Надо понимать, что Нововоронеж-6 - головной энергоблок, со всеми вытекающими из этого последствиями. Он стал первым для проекта В-392М. Кроме того, есть моменты, которые отрабатываются именно на головном энергоблоке. Например, для нововоронежского блока мы знали, что будем дорабатывать гидроёмкости второй ступени (система пассивного залива активной зоны), и действительно была проведена большая работа по подрезке сливных труб этих гидроёмкостей. Были вопросы, связанные с применением принципиально нового оборудования, ранее не использовавшегося в наших проектах. В частности, это пара "насос-эжектор" (соединение насоса высокого давления и водо-водяного эжектора) для системы расхолаживания. Особенность сегодняшнего дня - появление новых предприятий, выигрывающих конкурсы на поставку оборудования. Для них это головные образцы, первые поставки, и первый блин зачастую бывает комом. Вы учитываете такие неудачи в последующих конкурсах? У "Гидропресса" именно как поставщика роль небольшая. Самые заметные наши поставки - привода СУЗ. Естественно, у нас есть список ненадёжных поставщиков. Но то, о чём я говорю, более касается генпроектантов и инжиниринговых компаний, они также могут использовать базу данных о поставщиках, нарушающих договорные обязательства. На сегодняшний день, шестой энергоблок Нововоронежской АЭС работает в сети. Он вышел на уровень мощности 75%, и идёт планомерное освоение этого уровня мощности. Проходит работа организованно, но медленно, потому что осуществляется полный набор пусконаладочных испытаний. Причём испытания на 75% достаточно весомы с точки зрения "качания" энергоблока. В чём отличия испытаний на Нововоронеже-6 от, допустим, таких же испытаний на ростовских блоках? Мощность нововоронежского блока больше на 20%, чем мощность блоков-тысячников, поэтому испытания на нём более сложные. Например, динамические испытания более весомы с точки зрения нагрузки. Состав систем у В-392М отличается от того, что мы имели в 320-ом проекте. Он похожий, но всё-таки другой. Соответственно, отличаются и технологические цепочки при испытаниях. Трудно далось нам проведение испытаний и толкование полученных результатов при проверке режима естественной циркуляции оборудования. Этот режим и простой, и сложный одновременно - внешняя нагрузка отключается и реакторная установка должна продемонстрировать способность отводить 10% энергии от активной зоны. То есть, вы смогли показать в ходе испытаний, что за счёт естественной циркуляции ВВЭР-1200 может отводить остаточное энерговыделение? Да, проверили и выяснили, что это так и есть, причём с хорошим запасом по отношению к максимуму остаточного энерговыделения, который составляет примерно 6,5%. Отвод 10% за счёт ЕЦ - минимальное требование, которое было записано в проекте. На самом деле, результаты получились ещё лучше. Из других моментов, которые стоит отметить. Расход через активную зону на шестом нововоронежском блоке оказался больше проектного примерно на 4%. Это хорошо, но всё равно нужно понимать, как с этим жить. С одной стороны, активная зона при необходимости охлаждается быстрее, с другой - есть режимы, в которых повышенный расход не является плюсом. Ещё одна отличительная особенность пусконаладочных испытаний на Нововоронеже-6 - будет проводиться проверка системы аварийного ввода бора, в ходе которой будет качественно проверены возможности этой системы по глушению реактора. На 320-ых проектах подобные испытания при пуске не проводились. Для нас это испытание интересно тем, что, помимо основной задачи по проверке системы, мы сможем протестировать свои расчётные методики. Что-то похожее делалось на Бушерской АЭС, но только похожее. Сепарационные испытания (пробные на 90% и полные на 100%) - всегда новые испытания, потому что сепарационные характеристики отличаются от блока к блоку. На новоронежском блоке будут также проводиться измерения в объёме парогенераторов. Точнее говоря, они уже проведены и ещё будут проводиться. Подведём промежуточный итог. Блок уверенно работает на 75%, прошёл ряд испытаний, включая так называемые "малые возмущения". Сейчас идёт подготовка к следующим этапам. Далее 90%, а потом номинал? Я уже говорил вам в одной из прошлых бесед, что 90% - это промежуточный, вспомогательный этап, подготовка к выходу на номинал. Перед решающим шагом нужно остановиться, оглянуться, убедиться, что у нас всё в порядке. Когда примерно можно ожидать выхода на номинал? Воздержусь от конкретных дат. Но, как вы и сами знаете, традиционно в нашей отрасли многие знаковые события приурочиваются к 22 декабря. Первый ленинградский и четвёртый ростовский Шестой нововоронежский блок - головной. Но следующий блок с АЭС-2006 пойдёт на другой площадке, ленинградской. И там немного другой проект, другой генпроектант. В советских нормах и правилах было чётко определено, что такое головной блок - либо первый энергоблок в серии, либо первый блок на площадке, либо первый блок в стране. К сожалению, документ, где давалось определение головного блока, утратил силу. Но суть дела осталась прежней. Исходя из этого, ленинградский энергоблок с АЭС-2006 является таким же головным, как и нововоронежский. С моей точки зрения, это правильно. Конечно, накопленный опыт можно и нужно использовать. На первом строящемся блоке Ленинградской АЭС сейчас завершающая стадия процесса сооружения. Пока рано говорить о том, лучше или хуже пройдёт пуск этого блока. Вы знаете, что строительство новых блоков ЛАЭС включено в число отраслевых проектов. Курирует его Александр Маркович Локшин, а руководителем проектной команды назначен Андрей Ювенальевич Петров, человек, знающий не понаслышке, что такое сооружать и вводить блоки. Я, кстати, тоже вхожу в состав проектной команды. Я вижу, что на ленинградской стройке происходят позитивные сдвиги. Конечно, достигаются они через кропотливую работу, но достигаются. Поставлены цели, они понятны и выполнимы, хотя и с определённым напряжением. Первоочередная задача - собрать реактор для проведения испытаний, циркпромывки и обкатки к Новому году. Задача тяжёлая, сделать предстоит ещё много, но надо работать. Возникающие трудности имеют под собой как объективные, так и субъективные причины. Наиболее важная объективная причина - это головной блок. Субъективные причины появляются из-за затягивания сроков и организационных изменений. Я доволен тем, что генподрядчиком стал "ТИТАН-2", у них видна заинтересованность в том, чтобы довести проект до успешного завершения. Всегда заметно, если люди работают не по должности, а по совести. Ещё один российский блок, постепенно подходящий к стадии пуска - четвёртый блок Ростовской АЭС. Как на нём обстоят дела? Трудности, конечно, есть, как и везде. Но люди работают, процесс идёт размеренно и методично. Коснусь сейчас только бумажной стороны дела - подготовлена финальная часть документации для передачи в Ростехнадзор на лицензирование эксплуатации. Это знаковое событие. Спасибо, Вадим Яковлевич, за интервью для AtomInfo.Ru. Ключевые слова: ОКБ Гидропресс, Нововоронежская АЭС, Ленинградская АЭС, Интервью, Вадим Беркович Другие новости: Документы на сооружение 5 и 6 блоков АЭС "Куданкулам" подпишут до конца года Будут подписаны генеральное рамочное соглашение и протокол о предоставлении кредита. Получена лицензия РТН на сооружение энергоблока №2 станции замещения КуАЭС-2 Следующим этапом станет получение разрешения на сооружение Росатома. Это следует из опубликованного проекта бюджета. |
Герой дня Александр Пименов: лиха беда начало Санная платформа - удобное средство для перемещения грузов по зимнику. Между прочим, на Билибинскую станцию многое в своё время доставлялось именно волоком, так что этот способ доставки не является экзотическими. ИНТЕРВЬЮ
Александр Бычков МНЕНИЕ
Владимир Рычин |