Египет - система регулирования AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 15.10.2017 МАГАТЭ опубликовало труды конференции "Эффективные системы регулирования ядерной безопасности: неуклонное совершенствование во всём мире", прошедшей 11-15 апреля 2016 года в Вене. Один из докладов в опубликованном сборнике посвящён системе ядерного регулирования в Египте (автор - А.М.Эль-Мессири). Организационная структура 30 марта 2010 года в Египте был принят закон №7 от 2010 года, заменивший ранее действовавший закон №59 от 1969 года. Закон №7 определяет следующие египетские атомные ведомства и задаёт их цели: - управление атомных станций (nuclear power plant authority, определяется статьёй 3 закона), отвечающее за сооружение, эксплуатацию и управление атомными станциями; - управление по атомной энергии (atomic energy authority, определяется статьёй 4 закона); - управление по ядерным материалам (nuclear material authority, определяется статьёй 4 закона). Все три управления находятся в организационном подчинении министерству энергетики и электроэнергетики Египта. Атомные ведомства Египта в соответствии с законом №7 Закон №7 также обязал правительство Египта создать независимый регулирующий орган, оказывать поддержку его деятельности и определить его полномочия и ответственность. В обязанности данного органа должен входить контроль всех видов деятельности и объектов, имеющих отношение к ИИИ, за исключением рентгеновских аппаратов и ускорителей, применяемых в медицинских целях, оставшихся в ведении министерства здравоохранения. Регулирующий орган ENRRA (Egyptian Nuclear and Radiological Regulatory Authority) начал свою деятельность в марте 2012 года после подписания указа президента страны, которым, среди прочего, были назначены председатель, вице-председатель и члены совета ENRRA. Организационная структура ENRRA В соответствии с законодательством, ENRRA имеет четыре источника финансирования: - средства из госбюджета; - пошлины за выдаваемые разрешения и лицензии; - оплата услуг, оказанных третьим сторонам (при условии, что эти третьи стороны не контролируются тем или иным образом самим регулятором); - внешние гранты, одобренные советом ENRRA, от неконтролируемых регулятором организаций, не противоречащие целям и задачам регулирующего органа. Регулирующий орган Высший орган управления ENRRA - совет, чьи члены назначаются президентом Египта. Кандидатуры для назначения в совет вносятся премьер-министром страны. Срок полномочий членов совета - четыре года. Совет определяет политику регулирующего органа, принимает обязываюшие решения, выдаёт лицензии, утверждает нормы и правила, назначает пошлины для лицензий и разрешений и занимается рядом других видов деятельности. В частности, именно совет отвечает за подготовку ежегодного отчёта о деятельности ENRRA, предназначающегося для президента и премьер-министра страны, а также для спикеров палат парламента. Он же выбирает и утверждает закупки оборудования и услуг, необходимых для деятельности регуляторов. В круг обязанностей ENRRA в целом входят, помимо обычных вопросов лицензирования, инспектирования и регулирования, вопросы коммуникаций с общественностью. В частности, ежеквартально регуляторы обязаны публиковать в СМИ - в том числе, в "Официальной газете" - сведения о радиационной обстановке в Египте. ENRRA отвечает также за разработку систем радиационного контроля за продовольственными и иными товарами, предназначающимися для общественного использования. Регуляторы не имеют права законодательной инициативы, однако обязаны обсуждать и комментировать любые принимаемые в Египте законодательные акты, касающиеся ядерной и/или радиологической деятельности. ENRRA также принимает и публикует в СМИ следующие виды документов: - список правил и иных документов, касающихся деятельности, затрагивающей гарантии в связи с ДНЯО; - нормы и правила по предельным допустимым уровням для продовольствия и иных материалов, предназначенных для потребления людьми или для иных целей; - сроки действия индивидуальных лицензий для работников и пользователей радиоактивных источников; - определение размеров страховых премий или иных финансовых гарантий, требующихся при получении лицензий; - стандарты, технические требования, руководства и иные требования для получения разрешений на работу с радиоактивными источниками; - правила классификации ядерных и радиоактивных материалов с точки зрения физической безопасности. Руководящие документы ENRRA Объекты и ресурсы Поднадзорными объектами ENRRA являются следующие объекты: - исследовательский реактор ETRR-1; - исследовательский реактор ETRR-2; - комплекс фабрикации топлива; - комплекс обращения с жидкими отходами; - комплекс гамма-установок в Наср-Сити; - комплекс гамма-установок в Александрии; - радиоизотопный комплекс. Кроме того, регуляторы осуществляют надзор за транспортировкой радиоактивных материалов по Суэцкому каналу и за различными видами использования радиоизотопов в Египте. Учёт и контроль за ядерными материалами в Египте также входит в число поднадзорных видов деятельности. Общая численность работников в ENRRA на момент представления доклада (апрель 2016 года) составляла порядка 200 человек. Повышение квалификации египетских регуляторов происходит, среди прочего, в рамках трёх международных программ, партнёрами в которых выступают Евросоюз, МАГАТЭ и Южная Корея (последняя использует выделяемые в этой стране гранты для помощи развивающимся странам). Среди вызовов, с которыми сталкивается ENRRA, докладчик отметил необходимость подготовки регуляторов к проведению инспекций на будущей АЭС, пересмотр и дополнение национальной системы регулирования (ряд национальных стандартов в Египте всё ещё отсутствует), а также "повышение возможностей руководяшего состава" регулятора. Ключевые слова: Атомнадзор, Египет, Статьи Другие новости: Заявление МИД России по вопросу реализации СВПД СВПД эффективно справляется с поставленными перед ним задачами. Рутений-106 - заявление "Росатома" Версия о якобы российском происхождении загрязнения несостоятельна. "Олкилуото-3" будет сдан в эксплуатацию в мае 2019 года Задержка с вводом составит 10 лет. |
Герой дня Николай Нерозин: альфа-эмиттеры - будущее ядерной медицины Количество альфа-распадов на единицу массы ткани, необходимое для достижения одного и того же терапевтического эффекта, примерно на три порядка меньше, чем число бета-распадов, то есть для полного уничтожения опухолевой клетки достаточно 1-3 прохождений альфа-частицы через ядро клетки. ИНТЕРВЬЮ
Александр Бычков МНЕНИЕ
Виктор Мурогов |