![]() |
||
ATF в США - некоторые данные AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 20.10.2020 Национальная лаборатория "Pacific Northwest" (США) выпустила в сентябре 2020 года отчёт PNNL-30451 по тематике толерантного топлива (ATF). Хотя отчёт был посвящён вопросам транспортировки ATF и хранения ОЯТ ATF, первая часть документа носит обзорный характер по двум видам ATF - с хромированными оболочками и оболочками из фехраля (FeCrAl). Полный текст отчёта доступен в телеграм-канале RealAtomInfo. Ниже приводится краткое изложение некоторых глав отчёта, имеющих обзорный характер. Разработки в мире "Westinghouse". На ближайшую перспективу компания рассматривает два варианта топлива с хромированными оболочками - с таблетками из UO2 с добавкой Cr2O3+Al2O3 (ADOPT) и с таблетками из U3Si2. Концепция хромирования оболочек была проверена на исследовательском реакторе MITR. Таблетки из U3Si2 испытывались на исследовательском реакторе ATR.
Опытная партия твэлов была загружена в активную зону реактора блока "Byron-2" в апреле 2019 года. В её состав входили 12 твэлов с хромированной оболочкой и стандартной таблеткой, 4 твэла со стандартной оболочкой и таблеткой с сегментированным U3Si2 и 4 твэла с хромированной оболочкой и таблеткой ADOPT. Следующая опытная партия для испытаний в энергетическом реакторе в США будет загружена в 2022 году. К перечисленному выше набору добавятся твэлы с оболочками из карбида кремния. Оболочки из фехраля компания "Westinghouse" не рассматривает. "Framatome". На ближайшую перспективу компания рассматривает вариант с оболочкой из сплава M5 с хромовым покрытием и таблеткой из UO2 с добавкой Cr2O3. Концепция была проверена на нескольких исследовательских реакторах, включая ATR и "Halden". Опытная партия из 16 твэлов (хромовое покрытие и топливо с добавкой) была загружена на "Vogtle-2" весной 2019 года. Опытная партия из 32 твэлов (хромовое покрытие) была загружена на ANO-1 осенью 2019 года. Две полных сборки с ATF-топливом (покрытие и добавка) будут загружены на АЭС "Calvert Cliffs" весной 2021 года. В 2022 году компания планирует поставить для загрузки на одну из АЭС опытные твэлы с оболочками из карбида кремния. Оболочки из фехраля компания "Framatome" не рассматривает. GNF. Совместно с "General Electric" компания рассматривает на ближайшую перспективу два варианта оболочек - ARMOR (циркониевый сплав с покрытием) и "IronClad" (фехраль). Обе концепции были проверены в исследовательском реакторе ATR. Опытные сборки, содержащие стержни-имитаторы с оболочками обоих видов были загружены на блоке "Hatch-1" в 2018 году. В феврале 2020 года сборки были выгружены, однако известно, что один опытный стержень останется в активной зоне ещё на две кампании. Результаты постреакторных исследований станут известны в январе 2021 года. Опытные сборки с твэлами (уже не имитаторами!) с оболочками ARMOR и тремя вариантами "IronClad" были в начале 2020 года загружены на блоке "Clinton-1". Япония. В этой стране изучаются оболочки из дисперсноупрочнённого фехраля FeCrAl-ODS (усиленный за счёт диспергирования мелких оксидных частиц) и из карбида кремния (SiC/SiC composite). Испытаний в энергетических реакторах не ведётся. Образцы изучаются на установках в Окридже (США). Китай. НИОКР по толерантному топливу проводит корпорация CGN. Рассматривается широкий ряд вариантов - циркониевые оболочки с покрытием, оболочки из фехраля, оболочки из молибдена с покрытием, оболочки из карбида кремния, топливные таблетки с повышенной теплопроводностью. Проводятся внереакторные исследования теплофизических и механических свойств ATF. Планы по проведению реакторных экспериментов не обозначены.
Южная Корея. НИОКР по толерантному топливу проводят KAERI и KEPCO. Рассматриваются различные варианты оболочек - с хромовым покрытием, дисперсноупрочнённые, из карбида кремния, из сплавов на основе железа. Фехраль рассматривается как один из вариантов покрытия циркониевых оболочек. Также рассматриваются различные варианты топливных материалов - например, диоксид урана с добавками. Изучается даже вариант топлива TRISO-SiC composite. Ряд образцов оболочек и топлив прошёл реакторные испытания в Халдене. ORNL. Нацлаборатория изучает ряд вариантов оболочек. В частности, большой объём оптимизационной работы в Окридже выполнен по фехралям. По фехралям изучалось влияние содержания в сплаве хрома и алюминия, в том числе, с точки зрения влияния облучения на механические свойства сплава. В лаборатории был разработан фехралевый сплав C26M. Он был использован компанией GNF в качестве одного из вариантов оболочки при испытаниях на "Hatch-1". Известные данные по оболочкам с хромовым покрытием В отчёте приводятся некоторые известные данные по испытываемым на АЭС США оболочкам с хромовым покрытием. Следует отметить, что компания GNF не раскрывает состав своего покрытия ARMOR, но авторы отчёта относят его к хромовым покрытиям. Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра ![]() Как видно из таблицы, компания "Westinghouse" использует для нанесения хромового покрытия на твэльные трубы метод холодного распыления (cold spray). Авторы отчёта характеризуют метод как относительно новый и привлекающий серьёзное внимание, так как он даёт возможность получить "уникальные свойства покрытия, недостижимые при обычном термическом напылении". Важно, что при нанесении покрытия материалы не подвергаются воздействию высоких температур, считают авторы. В свою очередь, "Framatome" использует проверенную методику PVD (physical vapor deposition), сравнимую с магнетронным напылением. Известные данные по фехралям В отчёте также приводятся некоторые данные по фехралевым сплавам, изучаемым компанией GNF в рамках программы по разработке толерантного топлива, а именно, Kanthal APMT, C26M и MA956. Компания GNF не публикует данных о том, какие конкретно сплавы были выбраны для оболочек "IronClad". Авторы отчёта приводят собственные данные. На "Hatch-1" два загруженных имитатора имели оболочки из C26M. На "Clinton-1" восемь твэлов имели оболочки из C26M, а 16 стержней-имитаторов имели разные оболочки (были задействованы все три сплава). Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра ![]() Влияние концентраций хрома и алюминия на свойства фехралей. ![]() Из диаграммы выше можно заключить, что сплавы Kanthal APMT и MA956 могут быть подвержены α'-охрупчиванию, в то время как у сплава C26M нет известных проблем. Напомним, что C26M был разработан в Окриджской национальной лаборатории. Сплав является предметом постоянных исследований для определения влияния малых легирующих добавок - иттрий, цирконий, цезий, углерод, марганец и другие. Сплав C26M изготавливается методом традиционной плавки. Трубы из сплава C26M для реакторных испытаний были изготовлены на предприятии компании GNF в Уилмингтоне (штат Северная Каролина). Сплав поддаётся сварке обычным методом TIG (вольфрамовые электроды в среде защитного инертного газа) без трещин, пористости или внутреннего окисления в сварном шве и без сенсибилизации сплава под действием процесса сварки. Полный текст отчёта доступен в телеграм-канале RealAtomInfo. Ключевые слова: ЯТЦ, Толерантное топливо, Статьи Другие новости: На ЛАЭС-6 успешно выполнен пробный пуск турбины Первый толчок турбины выполнен на мощности реактора 30%. Мощность 50 МВт(э), теплоноситель - гелий. На первом энергоблоке БелАЭС успешно запущена цепная реакция - Минэнерго РБ Реактор на МКУ. |
Герой дня ![]() Юрию Казанскому исполнилось 90 лет 18 октября 2020 года своё 90-летие отмечает Юрий Алексеевич КАЗАНСКИЙ, доктор физико-математических наук, профессор, научный руководитель физического пуска реактора БН-600, первый ректор ИАТЭ и почётный гражданин города Обнинска. ИНТЕРВЬЮ
Владимир Степанов МНЕНИЕ
Владимир Рычин |