![]() |
||
ESFR - европейский быстрый натриевый AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 13.03.2021 Один из докладов, сделанных на форуме "SNETP Forum 2021" в начале февраля 2021 года, был посвящён текущему состоянию проекта ESFR-SMART. Автор доклада - Константин Микитюк из института Пауля Шерера (Швейцария). Проект ESFR-SMART Докладчик кратко напомнил историю проекта. В 90-ые годы разрабатывался проект европейского быстрого натриевого реактора EFR. Затем на смену ему пришёл проект CP ESFR, а начиная с 2017 года в Евросоюзе ведётся проект ESFR-SMART. В проекте ESFR-SMART рассматривается быстрый натриевый реактор ESFR большой мощности. Тепловая мощность - 3600 МВт(т), электрическая - 1500 МВт(э). Масса натрия в бассейне составляет порядка 2500 тонн. Входная температура натрия первого контура 395°C, выходная - 545°C. В проекте предусмотрено шесть теплообменников, три ГЦН и 36 парогенераторов. Название проекта расшифровывается как European Sodium Fast Reactor Safety Measures Assessment and Research Tools. Цели проекта - выбрать и оценить инновационные меры безопасности для европейского быстрого натриевого реактора, а также разработать новые исследовательские инструменты, связанные с безопасностью такого реактора. Под последнее понятие подпадают расчётные коды, экспериментальные данные и установки. Бюджет проекта - 5 миллионов евро от "Евратома" и порядка 5 миллионов евро из собственных средств созданного для осуществления проекта консорциума. Сроки проекта - с 1 сентября 2017 года по 31 августа 2021 года. В проекте принимают участие многочисленные организации и компании из Франции (в том числе, CEA, EDF, "Framatome" и IRSN), Швейцарии, Германии, Британии и других стран. Реактор ESFR Докладчик упомянул о некоторых полученных в ходе проекта результатов. На иллюстрациях ниже показана выбранная для ESFR компоновка. Реактор ESFR. ![]() ![]() Интересные идеи были предложены для активной зоны ESFR, обладаюшей малым пустотным эффектом реактивности. Так, предложено отказаться от применения различных обогащений для свежего топлива. Обогащение по плутонию у всех свежих ТВС будет одинаковым (примерно 18%). Выравнивание энерговыделения по радиусу обеспечивается различной высотой топливного столба в сборках внутренней и внешней частей активной зоны (в нашем понимании это были бы ЗМО и ЗБО, но здесь эти термины не имеют смысла, так как обогащение одинаково). В верхней части кассет располагается натриевый объём. В жидком состоянии он играет роль отражателя, при вскипании или утечки натрия этот объём освобождает для нейтронов проход к расположенному ещё выше по кассете поглотителю. Основные элементы кассет ESFR. ![]() Картограмма активной зоны полностью симметрична (perfectly symmetric). Сборки стоят в зоне по шесть кампаний, по одному году каждая. Внутренняя часть активной зоны состоит из 216 кассет (отличаются коротким топливным столбом и увеличенным нижним бланкетом). Внешняя часть - из 288 кассет (наоборот, топливный столб удлинён, нижний бланкет сокращён). Между кассетами отражателя и биологической защиты предусмотрены два ряда, играюшие роль внутреннего хранилища отработавших ТВС. В эти два ряда возможно переставить половину ТВС активной зоны. Активная зона ESFR. ![]() Удерживать стержни аварийной защиты в верхнем положении предлагается при помощи электромагнитных приводов (принцип их действия объяснён на иллюстрации ниже). Сброс стержней возможен в двух случаях - если в удерживающей катушке пропадает ток и если температура теплоносителя возрастёт выше точки Кюри сплава никель-кобальт-железо (на иллюстрации ниже показан красным цветом). Соответственно, это произойдёт либо по прохождению сигнала на сброс АЗ, либо автоматически при возникновении ненормальных условий в активной зоне. Электромагнитные привода стержней АЗ. ![]() Ещё одно интересное решение, предложенное для ESFR - наличие проходов (каналов) для сброса кориума. На картограмме активной зоны каналы показаны белыми шестиугольниками. Наличие каналов сброса кориума должно предотвратить случаи повторной критичности при тяжёлых авариях с расплавлением топлива, организовать слив кориума в ловушку расплава, а также обеспечить эффективный отвод остаточного энерговыделения. Работа каналов сброса кориума показана на иллюстрации ниже. Роль каналов сброса кориума. ![]() Докладчик остановился также на некоторых изменениях в проекте, касающихся безопасности реакторной установки. Ниже показаны системы отвода остаточного энерговыделения DHRS-1 и DHRS-2. Система DHRS-1 соединена с промежуточными теплообменниками и использует натрий второго контура как рабочее тело (для перекачки применяются пассивные тепловые насосы). Система DHRS-2 использует воздушное охлаждение, для чего задействуются проходки в корпусах парогенераторов. DHRS-1 и DHRS-2. ![]() Из проекта были удалены купол реактора и страховочный корпус (safety vessel). Расстояние между корпусом реактора и внутренней стенкой шахты реактора было минимизировано, однако осталось достаточным для проведения осмотра и инспекций (на иллюстрации ниже показано синим цветом). Для ESFR предложены две независимые системы охлаждения бетона шахты реактора - масляная и водная. Они играют роль третьей системы отвода остаточного энерговыделения (DHRS-3). Щёлкните левой клавишей мыши для просмотра ![]() Экспериментальные и расчётные работы В заключительной части выступления докладчик кратко остановился на экспериментальных и расчётных исследованиях, проводимых в рамках проекта ESFR-SMART. Исследования ведутся по четырём направлениям:
По направлению нормальной эксплуатации докладчик отметил следующее:
По направлению кипения натрия докладчик отметил следующее:
Chugging boiling ![]() По направлению управления тяжёлыми авариями докладчик отметил следующее:
По направлению ликвидации последствий тяжёлых аварий докладчик отметил следующее:
Ключевые слова: Быстрые натриевые реакторы, Европа, Статьи Другие новости: Заключительные испытания энергоблока №6 на Ленинградской АЭС завершились успешно Началось оформление документации для ввода в промышленную эксплуатацию. Установленная мощность атомной энергетики Китая к 2025 году достигнет 70 ГВт - доклад Сейчас атомный парк Китая - 47,507 ГВт(э) нетто. Завершены работы по выгрузке топлива из бассейна выдержки блока №3 АЭС "Фукусима Дайичи" Топливо осталось в бассейнах блоков №№1/2. |
Герой дня ![]() Дан старт строительству Аккую-3 На площадке АЭС "Аккую" состоялась торжественная церемония, посвящённая началу строительства третьего блока первой атомной электростанции в Турции. ИНТЕРВЬЮ
Чжу Цзи МНЕНИЕ
Smith |