PF1 - основные вехи AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 19.02.2023 10 февраля 2023 года российская катушка полоидального поля PF1 прибыла к месту сооружения первого в мире международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР. Предлагаем читателям вспомнить основные вехи в истории изготовления катушки. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО Фото Проектный центр ИТЭР. Катушка PF1 - самый крупный и один из важнейших для реактора ИТЭР компонент, разработанный и произведённый в России. Катушка является неотъемлемой частью магнитной системы ИТЭР, которая служит для удержания плазмы в реакторе. Она входит в список элементов, необходимых для получения первой плазмы. Диаметр катушки - 9 метров, масса - около 200 тонн. Соглашение об изготовлении и поставке катушки PF1 было подписано между российским Агентством ИТЭР и Международной организацией ИТЭР 9 марта 2011 года. Головным исполнителем был назначен Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры им. Д.В.Ефремова (АО "НИИЭФА", Росатом). Катушка PF1 состоит из восьми двухзаходных галет. Для намотки был использован российский ниобий-титановый сверхпроводник, который обладает сверхпроводящими свойствами при сверхнизких температурах, не превышающих 5 градусов Кельвина. К намотке первой двойной галеты приступили в 2015 году, завершили в 2016 году. Пропитка первой галеты компаундом горячего отверждения была выполнена в 2017 году. Успешное завершение намотки первой галеты позволило принять решение об изготовлении самой катушки. Изготовление катушки PF1 осуществлялось на территории Средне-Невского судостроительного завода (АО "СНСЗ") ввиду его выгодного территориального положения (прямой выход на судоходную реку), а также наличия подходящих по размеру цехов и подъездных путей. Намотка и пропитка всех восьми двухзаходных галет завершилась в 2019 году. После этого в 2020 году стартовал следующий этап - сборка катушки. Это ключевой этап производства, он также выполнялся на площадке АО "СНСЗ". Из-за огромных размеров и массы катушки сборка велась в цехе АО "СНСЗ" непосредственно на понтоне, на котором катушку предполагалось доставить по Неве до морского порта Санкт-Петербурга. В 2021 году по завершении сборки катушки и всех сопутствующих технологических процессов российские специалисты (АО "СНСЗ" и АО "НИИЭФА") приступили к самой ответственной стадии её изготовления - вакуумно-нагнетательной пропитке. Пропитка катушки необходима для получения электрической изоляции с необходимой высокой диэлектрической и механической прочностью. Главная сложность при пропитке состояла в том, что это необратимая операция, переделать что-либо в случае неудачи было бы невозможно. Процесс вакуумно-нагнетательной пропитки катушки PF1 включал в себя несколько стадий:
В ходе пропитки изделие нагревалось до 140°С. Для проведения пропитки обмотки PF1 вокруг катушки после наложения корпусной изоляции была произведена сборка и сварка внутреннего (тонкого), а затем внешнего вакуумного объёма. В марте 2022 года на Средне-Невском судостроительном заводе успешно прошли заводские приёмочные испытания катушки PF1. В соответствии с требованиями проекта ИТЭР катушка в ходе испытаний проходила несколько стадий проверки:
Успешное проведение испытаний, подтверждённое специалистами Международной организации ИТЭР, позволило российским предприятиям начать подготовку к отправке высокотехнологичного изделия на площадку сооружения будущей установки на юге Франции. Перед отправкой для испытаний транспортировочной оснастки катушки понтон с российским магнитом был выкачен из цеха на спусковую площадку (СЛИП). Специалисты провели ряд испытаний, предшествующих отправке. 1 ноября 2022 года понтон с российской катушкой PF1 был торжественно спущен на воду, транспортировка катушки в Кадараш началась. Морским путём катушка была доставлена в морской порт Фос-сюр-Мер (Франция). Там магнит российского производства был перегружен на другое судно, доставившее его в порт Берр, откуда в сопровождении конвоя на специальной транспортной платформе катушка отправилась к месту сооружения реактора ИТЭР по оборудованной трассе, предназначенной для перевозки сверхтяжёлых крупногабаритных компонентов будущей термоядерной установки. "Маршрут ИТЭР" (the ITER Itinerary) - это специально подготовленная трасса длиной 104 км, по которой на площадку сооружения ИТЭР от порта Берр перевозятся доставляемые морем самые тяжёлые крупногабаритные элементы ре-актора. Их транспортировка осуществляется в ночное время в сопровождении конвоя на особой 352-колёсной транспортной платформе. Зрелищный процесс перевозки привлекает внимание не только сотрудников Организации ИТЭР и журналистов, но и многочисленных местных жителей. 10 февраля 2023 года российская катушка полоидального поля PF1 прибыла в пункт назначения - на территорию Международной организации ИТЭР. В соответствии с заведённой традицией, по случаю прибытия катушки была организована торжественная церемония, знаменующая выполнение Россией одной из важнейших задач в рамках совместной реализации международного проекта ИТЭР.
Ключевые слова: Атомное машиностроение, Синтез, ITER, Статьи Другие новости: Пакистан и Китай - трудности сотрудничества Проект по строительству "Chashma-5" никак не может стартовать. Первое пробное включение второго энергоблока БелАЭС в сеть планируется в марте-апреле Ввод во втором полугодии 2023 года. Для сотрудников АЭС Аккую будет построен город Строительство будет проводиться в три этапа, завершение третьей очереди намечено на конец 2025 года. |
Герой дня В ОКБ ГИДРОПРЕСС обсудили ВВЭР-И Разработка РУ ВВЭР-И с естественной циркуляцией теплоносителя началась в 2022 году. В работу активно включились молодые специалисты, которые привнесли в проект много свежих идей и решений. ИНТЕРВЬЮ
Сергей Лякишев МНЕНИЕ
AtomInfo.Ru |