Александр Быков
О работах с ТВС-W на ЮУАЭС
Стандартный способ ремонта необлучённого топлива - отправка его на завод-изготовитель, поскольку большинство повреждений в условиях АЭС устранить и, тем более, проверить характеристики узлов кассеты после устранения повреждения, попросту нереально.
Допустим, что контракт сделал украинцев в этом отношении бесправными (тут бы вздуть контрактописателей, ну, да этим не я занимаюсь, а в пользу этой версии свидетельствуют отдельные моменты истерики 2012 года в освещении происходящего вокруг ТВС-W в украинских СМИ), тогда этим способом решения проблем НАЭК воспользоваться не может.
Какие повреждения можно устранить на АЭС? Вообще говоря, таковых немного. Например, нарушение механической целостности обода дистанционирующей решётки ведёт к снижению усилия удержания твэлов в ДР, своими силами не устраняется (сварка, которая может повредить...
И кассеты у них кривые…
Правда, есть одно но: данная методика работает после полной выгрузки топлива из активной зоны, а помещение искривлённой ТВС в ячейку уплотнённого стеллажа бассейна выдержки само по себе является фактором, выпрямляющим искривлённую кассету.
И да, замечу, что распространение этой методики на все украинские ВВЭР-1000 говорит о том, что эксплуатация не ожидает снижения кривизны топлива в активной зоне после внедрения ТВС- WR, несмотря на индекс R (robust).
А вот с локальным изменением энерговыделения интереснее. Дело в том, что абсолютно достоверную картину искривления топлива в активной зоне предсказать мы не можем. Значит и невозможен точный расчёт проектными расчётными кодами, учитывающий реальное отличие реальной геометрии ТВС от проектной.
Как учитывается ограниченность нашего знания...
Оценка влияния эксплуатационных факторов и ошибок модели на достоверность восстановления поля энерговыделения в ПО Круиз на примере блока 4 Ровенской АЭС
По предписанию регулирующего органа Украины ООО ИФ СНИИП Атом было проведено восстановление полей по показаниям датчиков, смоделированным ООО ФИЗАР по эталонному полю DYN3D, для отдельных состояний 16-й топливной загрузки энергоблока №1 Хмельницкой АЭС.
Ввиду дефицита времени на выполнение данной работы в базе данных ПО Круиз использовались шлаки DYN3D (в ПО Круиз не проводилось выгорание в течение 13-16 топливных загрузок ХАЭС-1), что даёт дополнительную ошибку ввиду отличия моделей и константного обеспечения DYN3D и ПО Круиз. Проводилось сравнение восстановленного поля с эталонным (в 7 и 16 точках по высоте активной зоны).
Четыре состояния являются эксплуатационными (начало, середина и конец кампании). На двух состояниях проверялась возможность идентификации аномального состояния по СВРК (некорректное положение ОР СУЗ и перепутка ТВС).
Реализация концепции модернизации СВРК ВВЭР-1000 АЭС Украины на базе ПО Круиз
Концепция модернизации СВРК ВВЭР-1000 на АЭС Украины была разработана ЗАО СНПО Импульс, г.Северодонецк, с учётом опыта модернизации СВРК на АЭС в России [1-2] и результатов сопоставительных испытаний макетов ПО СВРК на блоках №3 Запорожской АЭС и №3 Южно-Украинской АЭС.
По результатам сопоставительных испытаний в качестве основного варианта ПО для модернизации СВРК ВВЭР-1000 было выбрано ПО Круиз. При этом НАЭК Энергоатом были продолжены работы по внедрению на блоке 2 Хмельницкой АЭС альтернативного выбранному варианту ПО Хортица-М, а на блоке 3 Южно-Украинской АЭС в рамках совместного украинско-американского проекта по квалификации ядерного топлива была продолжена модернизация СВРК на базе ПО BEACON, разработанного фирмой Westinghouse.
Таким образом, эксплуатирующая организация получила референтный опыт эксплуатации ПО СВРК различных поставщиков на однотипных энергоблоках.