Статьи

Андрей Меркулов: скучать не приходится

ФЭИ - НТС в честь 70-летия БР-1

Росатом создаст участок для работы с бериллием

Быстрые - шаг вперёд к технологии вывода

Блок с БН-600 продлён до 2040 года

На Ленинградской АЭС завершились испытания ТУК для перевозок ОЯТ ВВЭР-1200

Китай - планы по гибридной станции

ЛАЭС-8 - залит первый бетон

Индия - Rajasthan-7 в сети

БФС-1 - физпуск критсборки для МОКС в ВВЭР-С

Документы

Генсхема-2042 (утверждённый вариант)

Конференции

Круглый стол Ядерных обществ двух стран

Всероссийская молодёжная конференция в Димитровграде - фоторепортаж

НИИАР проведёт молодёжную конференцию

TerraPower получила разрешение на подготовительные работы на площадке Natrium в штате Вайоминг

В мире статус действующего имеют 417 блоков, статус строящегося 62 блока - PRIS

Пресс-релизы

Врачи-онкологи познакомились с производством медицинских изделий в Физико-энергетическом институте

Памяти товарища - Красимир Христов

Более 10 заявок подали работники Физико-энергетического института для участия в отраслевой программе признания Человек года Росатома-2023

Новости ПО Старт

Новости ПО Старт

В Курчатове открыли мемориальную доску памяти ветерана атомной энергетики Германа Иванова

Более 13,7 млрд кВт-ч электроэнергии Смоленская АЭС выдала потребителям за 8 месяцев 2023 года

На Белоярской АЭС определили возможные технологии для переработки реакторного натрия

В Физико-энергетическом институте начались ремонтные работы в преддверии юбилея Первой в мире АЭС

Временный городок строителей Якутской АСММ открыт

Болгарский ядерный сайт

Сергей Шматко: текст доклада на форуме ТЭК России в XXI веке

Мы публикуем текст доклада министра энергетики Российской Федерации С.И.Шматко на Всероссийском энергетическом форуме "ТЭК России в XXI веке" (апрель 2009 года).

Уважаемые коллеги!

Рад приветствовать Вас на очередном Всероссийском энергетическом форуме "ТЭК России в XXI веке".

Данный форум обладает позитивной динамикой развития, а не проходящий интерес деловых и общественных кругов к участию в нем свидетельствует о том, что тематика обсуждений из года в год остается актуальной и востребованной.

Преемственность и развитие долгосрочной государственной энергетической политики и задающей основы этой политики Энергетической стратегии России - это те характеристики, значение которых еще более возрастает в современном мире, характеризующемся финансово-экономическим кризисом.

Во время кризиса нужно определить точки опоры, которые в будущем должны стать основой для формирования реалистичной и отвечающей на главные вызовы модели перспективного развития страны и роста экономики.

Одной из таких опорных площадок призвана стать, на наш взгляд, Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030), проект которой подготовлен Минэнерго России и в настоящее время находится в стадии доработки.

В переживаемый нами сложный временной период необходимы как минимизация последствий кризиса для населения и экономики, так и создание платформы для посткризисного развития. Кризис не отменяет долгосрочных стратегических целей и качественных ориентиров социально-экономического развития страны, содержащихся в принятой Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Следовательно, и в энергетическом секторе антикризисные меры должны быть направлены:

  • во-первых, на предсказуемость долгосрочных стратегических приоритетов и ориентиров развития ТЭК;
  • во-вторых, на необходимую корректировку с учетом кризиса базового комплекса программных документов по среднесрочному развитию энергетического сектора;
  • и, в-третьих, на принятие необходимых в связи с кризисом оперативных решений.

Именно эти положения стали базовыми при подготовке проекта ЭС-2030.

Отмечу, что в текущем году планируется, наряду с ЭС-2030, завершить подготовку Генеральных схем развития газовой промышленности и нефтяной отрасли, разработать Государственную программу энергосбережения, скорректировать Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики. При условии адекватного учета возможных последствий экономического кризиса и мер по их минимизации, а также взаимной согласованности указанных документов, их принятие и последующее использование может стать серьезной антикризисной мерой.

В чем преемственность Энергостратегии-2030 по отношению к Энергостратегии-2020?

Прежде всего, в неизменности цели и главных принципов государственной энергетической политики.

Цель: максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики и качества жизни населения страны, а также содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.

Принципы:

  • последовательность действий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развития энергетики;
  • заинтересованность в создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогу с государством энергетических компаний;
  • обоснованность и предсказуемость государственного регулирования, направленного на стимулирование частной предпринимательской инициативы в области реализации целей государственной политики, в том числе в инвестиционной сфере.

Далее, это преемственность в структуризации ЭС-2030, в системе главных стратегических ориентиров, основных составляющих государственной энергетической политики и важнейших механизмов ее реализации.

И, наконец, связь двух Энергостратегий заключается в том, что за прошедший с момента принятия действующей Энергостратегии (ЭС-2020) период российский энергетический сектор развивался, преимущественно, в рамках основных прогнозных тенденций, заложенных в данном документе, несмотря на существенные отклонения базовых экономических индикаторов развития страны и внешнеэкономических условий от их прогнозировавшихся в рамках ЭС-2020 значений.

Так, при росте мировых цен на нефть с 27 долл. США за баррель в 2000 г. до 94 долл. США в 2008 г., и почти четырехкратном превышении данным показателем прогнозных оценок ЭС-2020, фактический объем экспорта топливно-энергетических ресурсов за тот же период вырос в 1,5 раза при отклонении от прогнозов экспорта по ЭС-2020 менее чем на 10%; прогноз добычи и производства первичных ТЭР отклонился от факта всего на 2,9%; прогноз потребления электроэнергии - на 4%, и т.д.

Каковы главные отличия проекта новой стратегии от ЭС-2020?

Во-первых, это дополнительный учет фактора неопределенности (назовем его уроком кризиса). В частности,

  • целевые приоритеты и ориентиры ЭС-2030 задаются в привязке не к конкретным годам, а к качественно различным этапам стратегического развития, характеристика содержания и параметров которых дается во всех основных разделах настоящего документа;
  • в качестве главных прогнозных ориентиров ЭС-2030 используются диапазоны ожидаемых значений показателей развития энергетического сектора по состоянию на конец каждого этапа;
  • предусматривается возможность сдвига сроков реализации отдельных этапов (в том числе, в результате кризисных явлений) - при сохранении их основного качественного содержания.

Во-вторых, это новые экономические вводные, касающиеся внешних и внутренних макроэкономических условий (конечно, с учетом возможных последствий мирового финансово-экономического кризиса).

В-третьих, и это главное - изменившееся содержание и количественные ориентиры представленных в стратегии проектов развития - в терминах отдельных политик и отраслей, параметров разрабатывавшихся при подготовке ЭС-2030 "дорожных карт" развития по всем основным направлениям.

Энергостратегия - достаточно объемный и комплексный документ, поэтому ниже я остановлюсь лишь на базовых принципах, составляющих ее основу.

Начнем с ожидаемых результатов реализации ЭС-2030. Это:

  • полноценное участие России в формировании системы глобальной энергетической безопасности, в том числе за счет диверсификации направлений экспортных поставок углеводородов;
  • снижение зависимости экономического благосостояния страны от нефтегазового сектора с уменьшением доли ТЭК в структуре ВВП с 30 до 18%;
  • снижение удельной энергоемкости ВВП в 2,1-2,3 раза;
  • оптимизация структуры топливно-энергетического баланса страны со снижением доли газа в структуре внутреннего потребления ТЭР с 52 до 44-48% и увеличением доли нетопливной энергетики с 11 до 13-15%;
  • освоение новых нефтегазоносных районов;
  • развитие социального партнерства энергетического бизнеса и общества;
  • достижение устойчивой инвестиционной обеспеченности хозяйствующих субъектов ТЭК;
  • инновационное обновление производственных фондов и энергетической инфраструктуры, создание и развитие новых видов энергии и энергетических технологий;
  • экологическая безопасность и эффективность развития и функционирования ТЭК с ограничением выбросов парниковых газов за счет реализации потенциала энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Достижение намеченных результатов предполагается осуществлять поэтапно.

Для первого этапа характерны следующие основные задачи:

  • скорейшее преодоление кризисных явлений в экономике и энергетике;
  • выход к концу этапа на темпы экономического развития, заложенные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
  • использование экономического кризиса для качественного обновления и модернизации ТЭК.

Их решение будет происходить на фоне:

  • анализа последствий мирового финансово-экономического кризиса;
  • возможного посткризисного роста мировой экономики;
  • нестабильности мировых финансовых, фондовых и энергетических рынков;
  • повышения роли государства, как регулятора экономических отношений в энергетике и партнера в энергетическом бизнесе.

Окончание этапа: 2013-2015 гг.

Задачи второго этапа:

  • резкое повышение энергоэффективности экономики и энергетики;
  • ускоренная реализация энергетических проектов в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, п-ове Ямал и на шельфе арктических морей;
  • инновационное обновление отраслей ТЭК.

Внешние условия реализации задач второго этапа:

  • стабилизация мирового энергетического рынка;
  • уменьшение зависимости российской экономики от деятельности ТЭК;
  • ослабление роли государственного участия в энергетике;
  • развитие частно-государственного партнерства.

Окончание этапа: 2020-2022 гг.

Задачи третьего этапа:

  • высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов;
  • постепенный переход к энергетике будущего.

Внешние условия:

  • значительное снижение роли ТЭК в экономике России;
  • повышение роли государства в создании инновационных направлений развития ТЭК.

Окончание этапа: 2030 г.

К числу важнейших стратегических инициатив Энергостраегии-2030 относятся:

  • освоение нефтегазового потенциала комплексов Восточных регионов страны;
  • освоение углеводородного потенциала шельфа арктических морей и Северных территорий России;
  • развитие и территориальная диверсификация энергетической инфраструктуры;
  • развитие нетопливной энергетики;
  • реализация потенциала энергосбережения и повышение энергоэффективности.

Отдельно остановлюсь на последнем направлении.

Энергосбережение и повышение энергоэффективности занимают особое место среди стратегических инициатив ЭС-2030, поскольку без масштабной реализации потенциала энергосбережения невозможно поступательное развитие экономики страны. Использование имеющегося технологического и структурного потенциала энергосбережения позволит обеспечить сбалансированность производства и спроса на энергоресурсы, а также существенно ограничить выбросы парниковых газов при поддержании высоких темпов экономического роста. Достижение этих целей потребует формирования адекватных механизмов заинтересованности потребителей и производителей энергоресурсов в энергосбережении.

В настоящее время активно продолжается процесс актуализации законодательной и нормативной правовой базы в области энергосбережения, энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, а также формирование структуры управления энергосбережением в стране.

Важным шагом в сфере повышения энергоэффективности станет внесение изменений в законодательство Российской Федерации о техническом регулировании, ориентированных на повышение энергетической и экологической эффективности таких отраслей промышленности, как электроэнергетика, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт, и предусматривающих использование показателей энергоэффективности в качестве обязательных требований к объектам технического регулирования.

Крайне необходима государственная программа энергосбережения, реализуемая на основе частно-государственного партнерства, над формированием которой работает Минэнерго России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Скорейшая разработка и принятие такой программы предусмотрены Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

Мы предполагаем, что эта программа должна состоять из ряда приоритетных в масштабах страны проектов, а в ее составе должны быть отражены:

  • задания субъектам Российской Федерации по сокращению энергоемкости;
  • меры, включая государственную поддержку, направленные на массовую реализацию в ряде регионов типовых инвестиционных проектов с максимальным энергосберегающим и экономическим эффектом, прежде всего таких, как внедрение энергосберегающего осветительного оборудования, использование местных топливно-энергетических ресурсов на основе современных энергосберегающих технологий, модернизация технологического оборудования объектов коммунальной сферы и др.;
  • организационные и технические мероприятия по энергосбережению в бюджетной сфере, включая оснащение современными средствами учета потребления энергоресурсов и организацию энергосервисного обслуживания;
  • реализация типовых инновационных проектов на основе возобновляемых источников энергии и комплекс мер по стимулированию создания производственной базы и инфраструктуры сервисного обслуживания возобновляемой энергетики;
  • разработка и реализация энергосберегающих проектов в энергоемких отраслях промышленности, функционирующих с участием государства, в первую очередь в естественных монополиях.

Наконец, не могу не остановиться на проблемах внешней энергетической политики. Важнейшие задачи для нас на этом стратегическом направлении:

  • отражение национальных интересов России в рамках формируемой системы функционирования мировых энергетических рынков, обеспечивающей их предсказуемость и стабильное развитие;
  • диверсификация экспортных энергетических рынков и товарной структуры экспорта;
  • обеспечение стабильных условий на энергетических рынках, включая безопасность спроса и обоснованные цены на основные продукты российского экспорта;
  • укрепление позиций ведущих российских энергетических компаний за рубежом;
  • обеспечение эффективной международной кооперации по рисковым и сложным проектам в России (в т.ч. по шельфовым проектам в арктических условиях).

В заключение хочу подчеркнуть, что чем реалистичнее будет наша долгосрочная энергетическая стратегия, чем активнее будет осуществляться процесс формирования и использования системы стратегических и программных ориентиров в сфере ТЭК - тем с меньшими потерями мы сможем преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и перейти к этапу энергоэффективного развития экономики страны.

Благодарю за внимание!

ИСТОЧНИК: Пресс-центр Министерства энергетики РФ

ДАТА: 09.04.2009

Темы: Россия, Сергей Шматко

Круглый стол Ядерных обществ двух стран
Совместный Круглый стол Отечественного ядерного общества (Российская Федерация) и Ядерного общества Казахстана собрал ведущих специалистов в области атомной энергетики и ядерных технологий.
24 апреля 2025 года в отеле Park Inn by Radisson в Астане состоялся совместный Круглый стол Отечественного ядерного общества (Российская Федерация) и Ассоциации Ядерное общество Казахстана под названием Атомная энергетика и технологии: шаг в будущее, на котором участники обсудили актуальные вопросы развития атомной энергетики, научно-технического сотрудничества и применения ядерных технологий.
По итогам Круглого стола было принято решение поддерживать регулярный диалог между Отечественным ядерным обществом (РФ) и Ядерным обществом Казахстана, а также привлекать к сотрудничеству новые научные организации, промышленные предприятия...


Новости ПО Старт

Калинин-2 включён в сеть после ППР

Белоярская АЭС получила лицензию Ростехнадзора на размещение ядерной установки пятого энергоблока мощностью 1200 МВт

Блэкаут в Испании не повлиял на безопасность АЭС, заявил Гросси

Две заявки поданы в США на федеральную поддержку строительства ММР

NPCIL заключила контракт на строительство двух блоков АЭС Kaiga

Специалисты НПО ЦНИИТМАШ завершили комплекс исследований и испытаний материалов, применяемых при изготовлении элементов тепломеханического оборудования и трубопроводов АЭС

ВАО АЭС-МЦ провёл на Смоленской АЭС обучающий семинар по теме лидерства и культуры безопасности

В Росгвардии состоялась военно-историческая конференция, посвящённая участию войск правопорядка в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Землетрясение в Стамбуле не повлияло на стройплощадку АЭС Аккую

МАГАТЭ выпустило технический документ, посвящённый опыту обращения с сильно повреждённым топливом и кориумом

МАГАТЭ выпустило технический документ, посвящённый извлечению урана из фосфатных руд

С участием Росэнергоатома подготовлено международное руководство по проверкам безопасности перед пусками новых блоков

На втором блоке АЭС Эль-Дабаа завершён первый этап бетонирования второго яруса ВЗО

Первая группа специалистов Запорожской АЭС успешно прошла переподготовку в Севастопольском государственном университете

Ядерные общества России и Казахстана проводят круглый стол в Астане

На втором блоке АЭС Аккую завершён монтаж ГЦНА

На втором блоке АЭС Фукусима Дайичи завершилась вторая операция по извлечению фрагментов топлива

Суммарные затраты на вывод Ханфорда составят от 364 до 589,4 млрд долларов

На Атоммаше сварили замыкающий сварной шов корпуса реактора для Аккую-4


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Поиск по сайту:


      © AtomInfo.Ru – независимый атомный информационно-аналитический сайт, 2006-2025.
      Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-30792.
      ATOMINFO™ - зарегистрированный товарный знак.
      Использование и перепечатка материалов допускается при указании ссылки на источник.