AtomInfo.Ru


Швы Фламанвилля

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 28.04.2018

Дефекты сварных швов, выявленные на строящемся блоке №3 АЭС "Flamanville" (Франция) с реактором EPR, ставят под вопрос осуществимость текущего графика, в соответствии с которым к пуску блока должны приступить в этом году.

Проблемные швы

Претензии, которые сейчас выдвигают регуляторы к блоку стоимостью 10,5 миллиардов евро, касаются системы контроля качества у заказчика (EDF) и его свежеприобретённого подразделения "Framatome".

Первые сообщения о проблемах со сварными швами появились в феврале-марте 2018 года. Они касались 38 швов на ветке второго контура, ведущей от парогенератора к турбине. В общей сложности, проблема затронула четыре трубопровода.

В EDF случившееся комментировали предельно осторожно. Да, некоторые из швов не не отвечают требуемым спецификациям, однако на безопасность блока это не влияет, а график строительства не сдвинется.

Регулятор отреагировал более жёстко. По его мнению, речь шла об узлах, чей отказ не может быть смягчен третьим уровнем защиты в глубину, предназначенным для управления или смягчения последствий в случае инцидентов, которые не получилось предотвратить. Соответственно, требования к таким узлам предъявляются повышенные.

Историей со швами практически сразу заинтересовались во французском парламенте. Вызванный 15 марта на слушания в один из комитетов Доминик Минье, курирующий атомный парк EDF, подтвердил - качество швов должно быть таким, чтобы исключить возможность их разрыва в аварийных ситуациях.

Всеобъемлющее расследование

Масштабные проверки и перепроверки, начавшиеся в марте, обернулись для EDF ещё более неприятными результатами. Обследовав примерно 150 швов, компания была вынуждена признать - есть не только несоответствия спецификациям, но и проблемы с качеством.

Сообщение EDF было распространено 10 апреля, а уже на следующий день свои претензии высказали регуляторы: "Организация и условия работы во время проверок (качества) негативно сказались на качестве проверок".

Регуляторы прямо назвали контроль со стороны EDF и "Framatome" за проверкой качества швов "несоответствующим". Атомщикам придётся разобраться с тем, почему дефекты не были выявлены в ходе штатных приёмочных процедур.

Одновременно регуляторы похвалили EDF за весеннее "всеобъемлющее" обследование швов, охарактеризовав его как "соответствующее". При этом, однако, регуляторы тут же настоятельно рекомендовали атомщикам расширить объёмы обследования и провести его "для других систем".

Выступая на слушаниях 12 апреля во французском сенате, глава регулирующего органа ASN Пьер-Франк Шеве подтвердил, что EDF "добилась прогресса" в деле выявления и устранения "отклонений" на своих блоках.

Но общее положение дел в отрасли регуляторам, очевидно, не нравится, потому что дальше Шеве заговорил о создании под флагом ASN программы осведомителей, которые будут сообшать надзорным органам о всех случаях мошенничества при изготовлении и приёмке оборудования.

Есть и ещё одна проблема - коммуникации с субподрядчиками. Так, EDF признала, что не довела в полном объёме требования к качеству швов до субподрядной организации, отвечавшей за них в 2012-2013 годах. Правда, и в этом случае пока не всё ясно - так, некоторые из швов с дефектами были сварены в 2016 году, то есть когда субподрядчик был уже осведомлён об их важности для безопасности.

Внешние последствия

В мае EDF представит регуляторам отчёт по результатам обследования швов и регуляторы должны будут вынести свой вердикт. Каким он будет и не случатся ли на "Flamanville-3" очередные сдвиг графика и пересмотр сметы? В EDF обрашают внимание на то, что по большому счёту это не так важно.

"Должно быть ясно, что EPR на АЭС "Flamanville" демонстрационный, и его стоимость 10 миллиардов евро непредставительна", - заявил 11 апреля на слушаниях в парламенте президент EDF Жан-Бернар Леви.


Так в прямой речи. По другим оценкам, стоимость блока - 10,5 миллиардов евро.

"Очевидно, что ни китайцы, ни индийцы не купят (новые) EPR, если мы не снизим цены", - признаёт Леви. По его словам, рассчитывать на удешевление станет возможным с появлением проекта EPR-2 - так теперь называется проект EPR NM.

Но если интерес Китая и Индии к новым заказам на EPR пока достаточно неконкретен, то британский проект "Hinkley Point C" уже вступил на стадию реализации. В Лондоне внимательно следят за новостями из Фламанвилля, но пока не предпринимают в связи с ними никаких действий - по крайней мере, в публичной плоскости.

Ключевые слова: Безопасность, Европа, Франция, Electricite de France, Статьи


Другие новости:

Загрузка топлива началась на блоке №1 АЭС "Sanmen"

Разрешение выдано 25 апреля.

Ленинградская АЭС: РУ энергоблока №1 с реактором ВВЭР-1200 впервые выведена на уровень мощности 75%

Будет проведено 46 зачётных испытаний.

Ростовская АЭС: новый энергоблок №4 выведен на 100% мощности

Ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на 2018 год.

Герой дня

ИТЭР - не после, а параллельно

ИТЭР - не после, а параллельно

В связи с этим, рассуждать сейчас надо по-другому. Не "после ИТЭР", а "параллельно ИТЭР". Нужно запускать следующие проекты, не дожидаясь пуска реактора в Кадараше.



ИНТЕРВЬЮ

Александр Пименов

Александр Пименов
Но чтобы получить инновационный проект АСММ завтра, разработкой его нужно заниматься сегодня. Откладывать на потом уже нельзя. Есть хорошее высказывание на сей счёт: "Если не хочешь сегодня идти, то завтра тебе придётся бежать".


МНЕНИЕ

AtomInfo.Ru

AtomInfo.Ru
"Одной из задач производственного отделения ОКБ "ГИДРОПРЕСС" является изготовление высокотехнологичного оборудования для атомных станций. При производстве такого оборудования заняты более 300 квалифицированных рабочих и инженеров", - рассказывает и.о. начальника цеха Сергей Козлов.


Поиск по сайту:


Rambler's Top100