![]() |
||
Управление ядерными знаниями - перспективы проекта Янко Л. Янев, Виктор М. Мурогов, ОПУБЛИКОВАНО 22.03.2020 Профессор, доктор наук Янко Л. Янев1 Профессор доктор наук Виктор Михайлович Мурогов2 1 - Институт управления ядерными знаниями, Австрия 2 - МИФИ, Москва, Россия Текст статьи на английском языке - по этой ссылке. ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСЛЕ ФОТО Янко Янев и Виктор Мурогов ![]() Управление знаниями возникло как новое течение в отдельной области информационного менеджмента в начале 90-х годов прошлого века. Многие считают, что термин "управление знаниями" был изобретен консалтинговым сообществом. С появлением интернета и широким развитием информационных технологий возникла огромная проблема обеспечения надлежащего управления информацией и её доступности для непосредственного или повторного использования. Вторая "волна" управления знаниями последовала за первыми исследованиями Нонаки и Такеучи в Японии, которые поставили в центр внимания человеческое знание, его интернализацию, обмен и социализацию. В начале XXI века управление знаниями широко рекламировалось и применялось с переменным успехом в различных отраслях промышленности и организациях. С начала тысячелетия ядерные организации, особенно электростанции, приступили к осуществлению программ управления знаниями и управление знаниями (УЗ) стало мощной стратегией для решения важных и в некоторых случаях критических проблем потери знаний в результате ухода и смены поколений. Сохранение знаний ключевых ядерных экспертов и необходимость передачи знаний также привлекли большое внимание и усилия по разработке новых подходов и методологий, которые были бы пригодны для сложных областей специальных знаний и навыков, накопленных после многих лет ядерной деятельности. Применение систематической практики УЗ в эксплуатирующих организациях и контролирующих органах, в организациях технического обеспечения (ОТО), конструкторских бюро и научных институтах оказалось эффективным и необходимым для поддержания компетентности и навыков для достижения высокого уровня безопасности и эксплуатационных характеристик. Проекты УЗ пришли в ядерную сферу после того, как аналогичные проблемы были решены в других отраслях промышленности (Sandia National Laboratory, Tennessee Valley Authority, Scandia, IBM и др.). Они развивались независимо друг от друга для достижения одной и той же общей цели поддержания эффективности эксплуатации и сохранения и повышения организационной и индивидуальной компетентности. В то время как каждая ядерная организация сталкивается с конкретными задачами и вызовами в поддержании знаний и навыков и поддержании ориентированного на безопасность отношения на высоком уровне, в течение последних, по крайней мере, 10 лет наблюдаются и широко обсуждаются некоторые тенденции, бросающие вызов управлению ядерными знаниями: • снижение интереса к ядерной науке и технике у молодого поколения; • снижение потенциала учебных заведений в связи с уходом на пенсию профессоров и финансовыми трудностями для обслуживания ядерных установок в качестве исследовательских реакторов, радиационных лабораторий и другой инфраструктуры; • сложная передача знаний и опыта от вышедших на пенсию ядерных экспертов; • возможность принятия решений при недостатке знаний на высшем управленческом уровне; • отсутствие понимания необходимости инвестирования в инновационные методы и технологии для сохранения и/или создания знаний; • в странах, заинтересованных в ядерной энергетике, но не имеющих предыдущего опыта, знания являются важнейшим компонентом развития национальной ядерной инфраструктуры. Большинство из вышеперечисленных проблем и вызовов связаны с поддержанием знаний и компетентности и созданием среды открытого общения, обмена знаниями и передачи знаний. В то время как большая часть усилий УЗ в других областях направлена на повышение эффективности эксплуатации, в ядерной области знания и компетентность прямо или косвенно могут влиять на безопасную эксплуатацию ядерного объекта и накладывать отпечаток на отношение к безопасности и показатели безопасности. Потеря институциональной памяти и "забытое" прошлое могут стать серьёзной проблемой для инноваций. Это может вызвать задержки в разработке новых, инновационных конструкций, а также, в конечном итоге, откладывает внедрение следующего поколения ядерных реакторов. Управление знаниями в МАГАТЭ Безопасное использование лицензированных ядерных установок и технологий зависит от постоянного наличия и поддержания соответствующих знаний и опыта, включая адекватное понимание соответствующих вопросов безопасности. На способность организаций, эксплуатирующих или использующих ядерные технологии, принимать продуманные решения и действия могут влиять пробелы в знаниях или утрата знаний. Для создания и управления ядерными знаниями, компетенциями, информацией и записями, рабочими процессами, методами интерпретации, анализа и проверки данных необходимы соответствующие методы управления знаниями и вспомогательные технологии. Энергетическое и неэнергетическое применение ядерных технологий требует стабильной и постоянно растущей базы ядерных знаний и подготовленных людских ресурсов, будь то в области ядерной безопасности или производства энергии, лечения рака или вопросов продовольствия и сельского хозяйства. В последние годы управление ядерными знаниями становится все более важным элементом управления ядерным сектором. Страны, имеющие существующие ядерные энергетические и исследовательские программы, должны обеспечить потенциал и людские ресурсы, необходимые для поддержания безопасной эксплуатации существующих установок, включая их вывод из эксплуатации и соответствующие программы по отработавшему топливу и отходам. Замена уходящих на пенсию сотрудников и привлечение молодого поколения к карьере в ядерной сфере являются ключевыми задачами. Страны с расширяющимися ядерными энергетическими программами нуждаются в квалифицированных и подготовленных людских ресурсах для проектирования и эксплуатации будущих ядерных установок. Важное значение имеет наращивание потенциала посредством обучения, воспитания и передачи знаний из Центров знаний в Центры роста. Потенциал развития и использования ядерной энергетики по-прежнему ограничен относительно небольшим числом стран-поставщиков или пользователей ядерными энергетическими технологиями. В последние 20 лет появились некоторые уникальные характеристики ядерных энергетических технологий, такие как её долгая история (на самом деле ядерная энергетическая программа продолжается уже целый век!), специфическая демографическая ситуация и требования к компетентным кадровым ресурсам, а также откаты в политических обязательствах правительств, которые создают серьёзную озабоченность по поводу сохранения ядерных знаний и компетентности на надлежащем уровне. С самого начала своего создания МАГАТЭ было надёжным и доступным источником научно-технической информации и знаний о мирном использовании ядерных технологий и ядерной безопасности. Только после Чернобыльской аварии доверие к ядерным технологиям сильно пострадало во многих частях мира. Это ведёт к социальной неудовлетворенности в отношении ядерной энергетики и серьёзному отсутствию интереса к ядерной науке у молодого поколения. Закрытие многих атомных энергетических проектов в Северной Америке и Европе, а также старение рабочей силы в ядерной сфере создали новый риск утраты важнейших знаний в различных областях - от строительства и эксплуатации до вывода из эксплуатации и обращения с отходами. Сохранение инновационного потенциала и компетентности в области проектирования также оказалось под угрозой, хотя США и ряд заинтересованных стран создали проект инновационных ядерных реакторов "4-го поколения", а МАГАТЭ самостоятельно инициировало инновационный проект, ориентированный на целостную политику, инфраструктуру и подходы к разработке программ использования ядерной энергии. К концу 90-х годов стало ясно, что сохранение знаний и компетентности в области ядерной науки и техники не может быть предоставлено исключительно рыночным силам и промышленности, и правительства должны взять на себя серьёзную роль. Это была ключевая цель создания отдельной программы МАГАТЭ для оказания поддержки государствам-членам в их усилиях по сохранению знаний и компетентности в существующих ядерных программах. В сентябре 2002 года Генеральная конференция приняла на основе полного консенсуса резолюцию об управлении ядерными знаниями, представленную Канадой и поддержанную США, Россией, Китаем, Францией и многими другими странами. На основе этой резолюции была создана программа управления ядерными знаниями. Для лучшего понимания целей программы управления ядерными знаниями с самых первых дней её создания ниже приводится оригинальный текст резолюции: 1. В последнее время ряд тенденций привлек внимание к необходимости более эффективного сохранения и расширения ядерных знаний. Персонал объектов атомной энергетики стареет - т. е. всё больше и больше работников приближаются к пенсионному возрасту без соответствующего притока соответствующего квалифицированного молодого персонала для их замены. Всё меньше молодых людей изучают ядерную науку, ядерную инженерию и смежные области на университетском уровне, и всё большее число университетов полностью отказываются от своих программ ядерного образования. Признавая эти и другие тенденции, Генеральная конференция, а также Совет управляющих и ряд консультативных комитетов призвали принять меры для более чёткого определения характера и масштабов этой проблемы, понимания того, что государства-члены делают для её решения, и определения того, какие совместные международные действия могут быть целесообразными. 2. В ответ на пункт 5 постановляющей части документа GC(44)/RES/21 "Об укреплении деятельности Агентства, связанной с ядерной наукой, технологией и приложениями", и рекомендациями консультативных групп Агентства, МАГАТЭ созвало в июне 2002 г. совещание старших должностных лиц по вопросам управления ядерными знаниями, в котором приняли участие более 70 представителей из 35 государств-членов и международных организаций. Цель этого совещания состояла в том, чтобы углубить осознание и понимание возникающей озабоченности по поводу сохранения и расширения знаний и опыта в области ядерной науки, техники и прикладных технологий и лучше понять роль агентства в этом процессе. 3. Доклады на совещании были посвящены следующим темам: нынешнее и будущее развитие ядерных знаний; образование, подготовка кадров и научные исследования; перспективы обеспечения безопасности при управлении ядерными знаниями; перспективы развивающихся стран; перспективы промышленности; управление ядерными знаниями в интересах устойчивого развития; перспективы правительств; а также нынешние потребности и будущие перспективы в области ядерных знаний. 4. Участники пришли к следующим основным выводам. а. Существует настоятельная необходимость сохранения существующих знаний в области ядерной науки, техники и мирного применения для будущих поколений, хотя эта потребность является более насущной в странах, имеющих ядерно-энергетические программы. b. Независимо от текущей национальной энергетической политики, необходимость сохранения или даже расширения базы ядерных знаний будет сохраняться. c. Сохранение и дальнейшее развитие ядерной науки, техники и прикладных технологий имеет важное значение для социально-экономического развития. Это требует сохранения знаний и наращивания потенциала на трёх уровнях: а) фундаментальная ядерная наука, b) технология, с) проектирование и эксплуатация. d. Агентство обязано руководить деятельностью в этой области, дополняя деятельность правительств, промышленности, научных кругов и международных организаций. Международное сотрудничество имеет жизненно важное значение. e. Агентство должно оказывать государствам-членам помощь в обеспечении сохранения ядерного образования и подготовки кадров, что является необходимым предварительным условием для планирования преемственности. 5. Агентство рекомендует незамедлительно обратить внимание на шесть приоритетных областей: а. интеграция существующих баз ядерных данных и информации (в том числе в государствах-членах) в форме легкодоступного "портала ядерных знаний", b. содействие созданию сетей учреждений по ядерному образованию и подготовке кадров в государствах-членах в координации с существующими мероприятиями, c. разработка руководящей документации по сохранению ядерных знаний, d. реализация целевых проектов по сохранению знаний, e. разработка и осуществление информационно-пропагандистских мероприятий для повышения уровня общих знаний в обществе о преимуществах ядерной науки, техники и прикладных программ, f. содействие разработке учебных программ для получения международного признанных высших университетских степеней по специальности "ядерная технология", например сетевыми университетами. 6. Участники совещания приняли к сведению нынешнюю деятельность агентства и настоятельно призвали к дальнейшему повышению уровня внимания к его деятельности по сохранению и совершенствованию знаний. За почти 20 лет своего существования "Программа МАГАТЭ по управлению ядерными знаниями" была реализована как типичная сквозная программа. Её роль заключалась в том, чтобы руководить деятельностью по управлению знаниями и служить центром передового опыта в области управления знаниями для Агентства в условиях, когда каждый департамент и программа инициируют и осуществляют конкретные мероприятия по управлению знаниями в своей собственной области (SG, MT, NS, NA и TC). Эта программа успешно осуществлялась во всех стратегических областях деятельности Агентства и получила одобрение государств-членов. В течение всех этих лет программа управления ядерными знаниями МАГАТЭ была координационным центром и форумом для обмена информацией и опытом в области управления ядерными знаниями в государствах-членах, отраженными в двухгодичных докладах Генеральной конференции и соответствующих резолюциях. Наиболее важным вкладом МАГАТЭ в деятельность государств-членов является повышение осведомлённости о применении систематического и комплексного управления знаниями для повышения безопасности и экономичности ядерной энергетики. Перспективная цель управления ядерными знаниями Стратегические цели связаны с определённой миссией и сформулированным видением. Стратегические цели обычно соответствуют условиям и принципам SMART (specific, measurable, achievable, realistic and timely), или конкретность, измеримость, достижимость, реалистичность и своевременность. При разработке стратегической цели управления ядерными знаниями на ближайшие пять-десять лет необходимо оценить следующие внешние элементы (оперативную среду): • общая картина ядерной энергетики в мире и роль управления ядерными знаниями в сохранении и/или передаче знаний, • новые потребности стран в управлении ядерными знаниями и информацией, • развитие технологий в области управления информацией и знаниями, • влияние глобальных проблем и тенденций. Общая картина ядерной энергетики В ближайшие 10 лет в сфере ядерной энергетики будут доминировать такие факторы, как "продление срока службы" существующего атомного парка в странах, использующих в настоящее время ядерную энергию (а именно в Северной Америке, Европе и Японии); новое строительство и рост в Китае и небольшом числе стран Восточной Европы и региона Персидского залива; сильный интерес и подготовительная работа в ряде африканских стран и некоторых странах Юго-Восточной Азии. Управление знаниями будет необходимо для поддержания компетентности в существующих ядерных странах и создания условий для передачи знаний и наращивания потенциала в "новых странах". Особенно важным будет внедрение требований к управлению знаниями через новые стандарты ИСО: ИСО 9001/2015 (Управление качеством) и новый ИСО 30401 (Управление знаниями) и их потенциальное влияние на ядерную сферу. Новые потребности стран Потребности стран, которые продолжают использовать ядерные технологии, будут заключаться в методологии и руководстве, подготовке кадров в области управления ядерными знаниями, поддержке университетских программ по ядерным дисциплинам посредством создания сетей и обмена опытом, учебных материалов и доступа к инновационным технологиям. Развивающиеся страны, заинтересованные во внедрении ядерно-энергетических технологий ("новички"), по-прежнему, проявляют большой интерес к доступу к информации, опыту и передовой практике, а также к технической поддержке в целях наращивания потенциала и развития инфраструктуры. Развитие технологий Технологии всегда были стимулом для управления знаниями. Технологии сами по себе не могут обеспечить успешное управление знаниями, но управление знаниями в любой организации, кроме самой маленькой, будут нуждаться в технологиях. Последние 20 лет оказали заметное влияние на управление информацией и знаниями в целом и в ядерной области в частности. Наблюдаемое и ожидаемое дальнейшее взрывное развитие информационно-коммуникационных технологий окажет влияние на управление знаниями в трёх аспектах. • Новые технологии, связанные с тем, как мы работаем, учимся и взаимодействуем внутри организации, неизбежно окажут сильное влияние на производительность, включая быстрый и точный доступ к необходимой информации и знаниям. Потребуется доступ к "большим данным" и "умным базам знаний", которые помогут сразу же подключиться к институциональным знаниям и применить их на практике. • Изменения в составе и привычках "нового молодого поколения" ядерной рабочей силы повлияют на цели УЗ и на то, как она практикуется - потребуются новые навыки и знания для УЗ. Расширенное познание - человеческое познание, дополненное компьютерами и интеллектуальными технологиями, "ускорится как тенденция, влияющая на область УЗ в течение следующих трёх-пяти лет" и будет продолжать изменять то, как люди и организации включают технологию в процесс принятия решений. • Ядерные технологии - это строго регламентированный и консервативный сегмент человеческой деятельности. В то же время глобализация инновационной технологии и смена поколений требуют, чтобы подходы к управлению знаниями следовали за развитием технологий. Государства, использующие или заинтересованные во внедрении ядерной энергии, имеют разный уровень развития промышленной и ядерной инфраструктуры, но гораздо более близкий уровень использования и применения информационных технологий. ИКТ-технологии будут играть ключевую роль в развитии необходимой ядерной инфраструктуры и обеспечении национальной самодостаточности в области ядерной науки и техники. Влияние глобальных проблем Вопросы глобального характера, которые приводят к сложным политическим решениям, могут серьёзно повлиять на программы и деятельность по управлению ядерными знаниями в странах и в самом МАГАТЭ. Одна из них - изменение климата и декарбонизация глобальной энергетической системы. В то время как в ряде стран, использующих ядерные технологии, и в международных организациях (МАГАТЭ, МЭА, ВЯА, ВАО АЭС) предпринимаются серьёзные усилия для продвижения ядерной энергетики как неизбежного неуглеродного источника электроэнергии, её массовое внедрение может стать ограниченным или даже невозможным из-за потери знаний и инновационного развития наряду с другими политическими вопросами, такими как нераспространение и общественное признание. Самая последняя проблема беспрецедентного глобального характера, связанная с заражением коронным вирусом COVID-19, и введённые глобальные ограничения требуют серьёзного переосмысления наших нынешних договорённостей с точки зрения наличия человеческих знаний и технологий, необходимых для безопасной эксплуатации любого ядерного объекта. Многие страны с долгосрочными ядерными программами полагаются на опытных операторов и экспертов, на доступность которых могут оказать решающее влияние пандемические события, ограничения передвижения, закрытие границ, авиаперелёты и т.д. Необходимо разработать и обеспечить ресурсами новые планы действий на случай непредвиденных обстоятельств для сохранения знаний и обеспечения их доступности для безопаснойэксплуатации объектов атомной энергии. Выводы Развитие программ и инициатив по управлению ядерными знаниями в странах, использующих ядерные технологии, стало ответом на насущные потребности в сохранении ядерных знаний, критической информации в различных областях ядерной науки и техники и сохранении бесценного опыта эксплуатации, который уходящие эксперты и профессионалы забирают с собой, когда уходят на пенсию. С самого начала, с тех пор как управление ядерными знаниями стало важной стратегией управления в ядерном сообществе, МАГАТЭ служило источником методологии и руководства, обеспечивая подготовку и информируя старших руководителей во многих странах о важности управления знаниями. Надвигающиеся потери от ухода сотрудников, приводящие к разрыву между наукой и практикой, всегда будут занимать центральное место в отраслевой повестке дня, когда речь идёт о гарантировании соответствующих навыков и опыта, обеспечении критически важных знаний и осуществлении устойчивой передачи знаний между поколениями. Продление срока службы нынешнего атомного парка и потенциальное превращение ядерной энергетики в важный источник низкоуглеродной электроэнергии в ближайшем будущем станет важнейшей задачей для управления знаниями в ядерном сообществе в целом. Управление ядерными знаниями должно осуществляться более активно на протяжении всего жизненного цикла ядерных установок, причём оно должно осуществляться через национальные и организационные границы и барьеры, и всегда в рамках комплексной системы управления. Использованные документы и материалы 1. IAEA Program and Budget 2018-2019, GC(61)4 2. IAEA Medium Term Strategy 2018 -2023 3. Subprogram 1.3.3. Nuclear Knowledge Management, SBP_1010048PB_2018_19, Final 4. Strengthening the Agency Activities related to nuclear science, technology and applications, GC(60)RES/12, Nuclear Knowledge 5. Информационные ресурсы на www.iaea.org Ключевые слова: Ядерные знания, Статьи, Янко Янев, Виктор Мурогов, Мнения Другие новости: В Белоруссии завершили проверку готовности АЭС к завозу ядерного топлива Проверка шла с 17 февраля. На "Barakah-1" завершилась загрузка топлива Готовятся к физпуску. МАГАТЭ выпустило технический документ по пассивным системам АЗ для быстрых реакторов Рассмотрены имеющиеся и перспективные разработки. |
Герой дня ![]() Льву Кочеткову исполнилось 90 лет 20 марта 2020 года исполнилось 90 лет дважды лауреату Государственной премии СССР, заслуженному энергетику Российской Федерации Льву Алексеевичу Кочеткову. ИНТЕРВЬЮ
Павел Свиридов МНЕНИЕ
Александр Быков |